Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 107


— Кто его знает, надо попробо­вать, — сказали бы мы. — Может быть, это интересное решение. Тео­рия, как известно, проверяется прак­тикой.

Живая трава

Картины окружающей  нас  приро­ды — самая главная тема искусст­ва после изображения человека. Обратившись к съемке натурных

планов, кинематографисты не откры­ли ничего нового. Еще в эпоху нео­лита на рисунках стали появляться элементы, обозначающие приметы окружающей среды. А искусство Древнего Крита и Древнего Египта за тысячи лет до нас изображало лю­дей, работающих на хлебном поле, плывущих по реке, собирающих ви­ноград. Нейтральный фон перво­бытных рисунков стал уступать мес­то изображению действительности, которую мастер видел в реальной жизни. Безвестный египтянин нари­совал дикую кошку, которая выгля­нула из густых зарослей. На дру­гом египетском рельефе вдоль берега реки протянулись камыши и над ни­ми взлетели утки... Художники уви­дели, что человека и животных окру­жает природная среда, и научились передавать свои впечатления. А по­том показ природы стал самостоя­тельным жанром изобразительного искусства, который получил назва­ние «пейзаж» (от французского сло­ва «payzage» — местность, страна). Все, к чему художники шли дол­гими и мучительными путями твор-

чееких поисков, в кино делается очень просто. Компоновка объектов в единую структуру, передача ли­нейной и тональной перспектив, ко­лористическое решение — все это появляется в кадровом окошечке камеры благодаря техническим воз­можностям оптики, применению две-точувствительной пленки, и картину природы можно получить простым нажатием пусковой кнопки камеры. Но кинопейзаж при творческом ре­шении — не пассивная копия нату­ры, а один из компонентов, опреде­ляющих драматургию фильма, и все­гда в той или иной степени связан­ный с судьбами героев.

Эта роль пейзажного плана при­шла в кинематограф не только из живописи. На полотнах художников природа является в непосредствен­ном, сиюминутном единстве с чело­веком, находящимся внутри компо­зиции, а это не та связь, которая способна глубоко и разносторонне влиять на образ героя.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин