Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 111


Сцена утратила бы свое эмо­циональное звучание.

Так решен кадр, где пейзаж явля­ется средой, окружающей героиню фильма.

Пейзаж, используемый в качест­ве эпитета, имеет беспредельные воз­можности соотнести характер нату­ры с внутренним состоянием чело­века, с его мыслями, настроением и ощущениями. Пейзажные планы мо­гут быть спокойными и хмурыми, струящимися радостью и таящими

в себе угрозу, выражающими уми­ротворение и бурный протест. Их эмоциональный характер зависит не только от предметного содержа­ния. Световые и атмосферные усло­вия, состояние неба — вот главные факторы, способные полярно изме­нить настроенческий мотив одного и того же ландшафта. Это свойство пейзажа подробно разработано тео­рией живописи, которая ввела тер­мин «пейзаж настроения». Мастера разных эпох и различных школ, об­ращаясь к натуре, стремились не к фактографическому правдоподобию, а к тому, чтобы передать зрителю свои ощущения от встречи с реаль­ной действительностью. Понять на-строенческое влияние пейзажа мож­но, вспомнив полотна И. И. Левита­на, сочетающие тончайшую переда­чу различных состояний природы с их психологическим толкованием.

Нет таких моментов в развитии и столкновении человеческих чувств и характеров, которые нельзя было бы соотнести с явлениями природ­ной жизни. Причем вовсе не следует понимать это как прямую иллюстра­цию. Совсем не обязательно, чтобы драматические события обязательно сопровождались пейзажами с под­черкнутой экспрессией. Иногда, нао­борот, величавый покой природы подчеркивает неустроенность и тра­гизм людских судеб.

Кинооператор, снимающий пей­заж, не может придать натуре же­лаемые черты, но в его власти найти местность с выразительными элемен­тами, подождать, когда настанут со­ответствующие световые и атмосфер­ные условия, и получить не фото­регистрацию конкретного уголка природы, а изобразительный довод,

 

Кадр 58

который поможет сформировать об­раз героя.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин