Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 112


Коррекцию натурных условий можно выполнить, применив свето­фильтры, варьирующие оптический, цвето- и светотональный характер изображения, а также изменив час­тоту кадросмен, что придаст реаль­ным скоростям объектов любые ди­намические показатели.

Так, например, кинооператор мо­жет «заставить» облака быстрее пе­редвигаться по небу, а волнующееся море, наоборот, катить волны мед­ленно и величественно, создавая ту эмоциональную картину, которую он считает нужной.

Иногда кинооператор сознатель-* но искажает свойства натуры. Такая трактовка окружающего мира тоже возможна, но она дает желаемые результаты, если автор стремится сказать о том, что, по его мнению, скрывается за зрительным образом и обогащает его.

«...Я научу вас мечтать!» — гово­рит босоногим ребятишкам молодая

девушка, приехавшая в глухую си­бирскую деревню.

Создатели фильма «Сельская учи­тельница» режиссер М. Донской и оператор С. Урусевский показывают после этой фразы серию пейзажей, ни один из которых не похож на обычную природу. Солнце снято ки­нообъективом с фокусным расстоя­нием 1000 мм и занимает почти весь экран. Яркая радуга тянется над самыми головами ребят. Сказоч­но-серебристая листва деревьев, сня­тых на инфрапленке... На экране возникает удивительный прекрас­ный мир, не виденный зрителями прежде, и тем не менее созданный на реальной основе. Он найден опера­тором-художником, который творил его, основываясь на чувствах герои­ни, раскрывающей перед своими уче­никами великое таинство жизни.

Любой уход от нормы правомерен, и даже откровенное искажение ре­альной основы не воспримется отри­цательно, если такое творческое ре­шение мотивировано.

Может ли быть солнце черным? Первое, что приходит в голову, — нет, не может. Но такое солнце уви­дел Григорий Мелехов после того, как похоронил Аксинью.

«...Теперь ему незачем было торо­питься. Все было кончено.

В дымной мгле суховея вставало над яром солнце.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин