Автор, экран, зритель

тенвир ем

Автор, экран, зритель - стр. 135


Аналогичные композиции испо­кон веков составляли живописцы. Подсознательно зритель чувствует: если перед движущимся предме­том — граница, ему некуда двигать­ся. Стремительное движение в карти­не М. Б. Грекова «Тачанка» велико­лепно передано и в значительной ме­ре удалось потому, что перед несу­щимися лошадьми художник оста­вил свободный участок степи, «сдви­нув» раму картины вниз.

Сложность передачи динамическо-

го фактора на двухмерной плоскости художники, как и кинооператоры, преодолевают с помощью целого ря­да приемов, соединяя их в единую систему. Так, например, та же «Та­чанка» помимо прекрасной передачи самого объекта впечатляет еще пото­му, что автор обратился к диагональ­ной композиции и применил ракурс­ную точку зрения. Кони и тачанка как бы летят вниз, поД обрез карти­ны, не встречая сопротивления.

При съемке панорамы сопровож­дения, когда кинооператору важно показать не движущийся объект, а результаты его перемещения, пано­рамный план строится по иным принципам: пространство перед объектом сводится к минимуму, а по­следствия движения — вспаханная борозда, вспененная вода, колея от гусеницы и т. п. — занимают боль­шую часть картинной плоскости, ста­новясь сюжетным центром компо­зиции.

Встречаются панорамы, дающие смысловую информацию только в начале и в конце снятого плана, так

как различить что-либо на этапе па­норамирования невозможно из-за стремительного движения камеры. В этом случае вместо изображения реальных предметов, попадающих в поле зрения объектива, на пленке фиксируется лишь бесформенная «смазка». Этот своеобразный прием называется панорама-«переброска». Ее цель — резким движением кино­аппарата, имитирующим мгновен­ный перевод взгляда с одного объек­та на другой, соединить две изобра­зительные композиции в единую монтажную фразу (рис. 20). Внеш­няя живописность приема очевидна, но план будет по-настоящему выра­зительным, если между начальной и конечной фазами выявлена причин­но-следственная связь, которая рас­крывается в процессе панорамиро­вания.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин