Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 140


В конце концов изобразительный шаблон, штамп в показе каких-то событий потому и происходят, что авторы фиксируют лишь то, что бро­сается в глаза с первого взгляда, не задумываясь об образной харак­теристике явления, факта или пред­мета.

Но в то же время использование необычной точки зрения не должно быть необоснованным капризом ав­тора. У настоящих мастеров такой взгляд никогда не превращается в самоцель, а является средством, с по­мощью которого раскрываются но-

снявший кадр 72, б, показывает мо­мент восхождения с необычной по­зиции. Желая подчеркнуть динами­ку, он построил композицию, напра­вив движение по диагонали картин­ной плоскости. На киноэкране боти­нок альпиниста будет главным сю­жетным центром, который перемес­тится по переднему плану, а потом по этой же композиционной линии переместится человек. Очевидно, за ним пройдет второй, потом третий... Статичная композиция, пересечен­ная диагональной линией движе­ния, как бы раздвинет рамки кадра. Благодаря возникновению и исчез­новению человеческих фигур зри­тель ясно представит себе простран­ство, окружающее кинокамеру, и это поможет связать снятый план с остальным материалом. Эта живо­писная, выразительная композиция получилась благодаря ракурсной точке съемки.

Ракурс — «raccoureir» — обозна­чает в переводе с французского «сокращать», « укорачивать*. Это прием, выполняя который киноопе­ратор направляет оптическую ось камеры под углом к вертикальным плоскостям объекта. При этом сис­тема перспективной (центральной) проекции, о которой уже говорилось, передает разноудаленные от объек­тива части предмета в разных мас­штабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответст­вии с законами построения перспек­тивы. Удаленные от съемочной точ­ки детали окажутся уменьшенными, сокращенными. Этим и объясняет­ся название приема. Особенно заме­тен такой эффект при съемке корот­кофокусной оптикой с близкого рас­стояния (рис. 21).




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин