Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 147


Страж) кадры, показывающие плен­ных моряков, стоящих на краю об­рыва перед казнью, тоже сняты с нижней точки. Правомерно ли это? Они потерпели поражение, а ракурс соответствует понятиям «величест­венный», «непобедимый»? Но все дело в том, что, хотя взятые в плен моряки и побеждены, они не сломлены духовно! Кстати, они по­казаны в том же ракурсе, в котором снят финальный кадр фильма: на этом же обрыве стоит балтийский моряк Артем Балашов, который отомстил за погибших товарищей и, сбросив врагов в море, произнес пророческие слова: «А ну, кто еще

хочет на Петроград?!» (Кадры 78, 79.)

Когда мы слышим эту фразу, зву­чащую с экрана сегодня, мы не­вольно вспоминаем последующую историю Ленинграда, дни Великой Отечественной войны, и кадр, сня­тый в тридцатые годы, приобретает символическое звучание!

Выбирая ракурсные съемочные точки, кинобператор не должен за­бывать о конкретных обстоятель­ствах, об индивидуальных особен­ностях объекта съемки, которые мо­гут соответствовать авторскому за­мыслу, а могут и противостоять ему. Так, например, показывая лю­дей в ракурсе, следует особенно

Кадр 80 а, 6

внимательно следить за тем, как в данных обстоятельствах выглядит герой, не деформируется ли его фигу­ра или лицо. Сравнивая кадры 80, а и б, можно заметить, что в первом случае герой снят по клас­сической схеме, повторяющей ракурс из финальной сцены фильма «Мать», и действительно выглядит вполне торжественно. Но портрет бывшего моряка явно неудачен. В центре кар­тинной плоскости оказались подбо­родок и шея пожилого человека, и на эти натуралистические детали зри­тель обратит внимание в первую очередь. Кроме того, в известной степени потерялось ощущение тор­жественности момента оттого, что в ракурсном кадре исчез фон, соз­дающий определенное эмоциональ­ное настроение.

С помощью ракурсной позиции кинокамеры можно решать различ­ные творческие задачи. Но в любом случае ракурс становится сильным и действенным средством только тогда, когда кинооператор приме­няет этот прием, чувствуя необхо­димость высказать свое отношение к объекту съемки и имея для этого достаточные основания.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин