Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 153


  Многие тысячелетия человек смотрел  на  море,  на  степь,  на тундру и видел ровную линию на том месте, где "небо сходится с землей". Потом он узнал, что наша планета — шар, и понял, что горизонт - это

часть огромной дуги. Сегодня мы мо­жем увидеть изогнутый горизонт на изображениях, полученных при помощи ультракороткофокусной оп­тики, которая за счет своих фи­зических свойств передает эту гори­зонталь в виде дугообразной линии (кадр 81).

—   Но ведь это же совсем не то, что мы видим в жизни, - мог уди-

виться пещерный художник. — Это неправда!

— Это правда, уважаемый кол­лега, — сказали бы мы. — Но это правда, которую мы называем правдой искусства. Это образ. Ху­дожественный образ действительно­сти, увиденный автором.

Кстати, если суперширокоуголь­ные объективы появились сравни­тельно недавно, то воображение художников создавало подобные композиции задолго до появления «механического глаза». Так, напри­мер, считая привычную нам пер­спективную картину действитель­ности обедненной и стремясь соз­дать сложный образ мира, француз-импрессионист Поль Сезанн и заме­чательный советский живописец К. С. Петров-Водкин использовали так называемую сферическую пер­спективу — на их полотнах можно увидеть несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану. Так, в картине Петре ва-Водкина «Смерть комиссара» изоб­ражение буквально имитирует план, снятый ультракороткофокусным объективом, что подчеркивает напря­женность момента. Непривычная неустойчивость фигур, уходящих вдаль, говорит о душевных потрясе­ниях, о том беспокойном времени, в котором живут, борются и уми­рают герои художника.

Изменяя угол зрения оптической системы, кинооператор может тран­сформировать обычные жизненные процессы, придавая им образное сим­волическое значение. Представим себе такой вариант съемки: камен­щик, занятый кладкой стены, берет кирпич и кладет его на цементный




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин