Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 155


Все три зоны находятся в фокусе. Зрителю не составляет труда сле­дить за их взаимодействием.

Сюжетный центр композиции — мальчик, готовящийся нанести бро­сок по воротам. Легко представить себе, что после броска зритель пе­реключит свое внимание на перед­ний план — клюшку вратаря, руку, накрывающую шайбу, — а после того, как вратарь откинет^ 1Ьайбу игрокам, зритель цвновь ^Йе"ренесет взгляд на .II.и in ijJTi план.

Уже упоминалось, что киноопера­тор должен реагировать на меняю­щиеся ситуации и в случае необ­ходимости выстраивать новые ком­позиционные варианты. Так, напри­мер, если вратарь пропустит шайбу и она отлетит в сторону, то, оче­видно, за шайбой, которая станет сю­жетным центром, будет проведена панорама и вся композиция изме­нится.

Короткофокусные объективы за счет широкого угла зрения захва­тывают большое пространство и не концентрируют внимание зрителя на

страивал ее, учитывая все привхо­дящие обстоятельства, и делал это не глядя в окуляр лупы, что позво­лило переступать через рваные куски железа, обходить воронки, ориенти­роваться в темном блиндаже. Такой метод работы возможен при опре­деленном опыте и использовании короткофокусных оптических си­стем.

Работа над крупными кланами с использованием короткофокусной оптики требует особого внимания кинооператора. Острота перспек­тивных изменений, которые неми­нуемы, может привести ири съемке с близкого расстояния к искажению человеческих лиц и фигур. Необхо­димо помнить и то, что, снимая короткофокусной оптикой интерье­ры, архитектурные сооружения и другие объекты, в которых четкая геометрия является основой формы, кинооператор тоже не должен до­пускать искажений, если они не обус­ловлены творческим замыслом. Для этого достаточно установить каме­ру так, чтобы оптическая ось объек­тива была перпендикулярна верти­кальным линиям и плоскостям, попадающим в кадр. Иногда, увле­каясь показом внутрикадрового дей­ствия, кинооператор забывает об этом требовании, и тогда итогом съемки могут стать планы с косы­ми дверными проемами, наклонен­ными стенами, деформированными оконными рамами, что, как правило, производит неприятное впечатление.

Широкоугольные объективы дают возможность строить кадры с рез­ким искажением вертикалей и го­ризонталей, а также получать своеобразные эффекты глубины пространства за счет того, что ли-




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин