Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 156


неиная перспектива при взгляде через короткофокусную оптическую систему передается необычно — линии схода уходят к горизонту под крутыми углами.

Длиннофокусные объективы то­же вносят элемент необычности в глубинные композиции, но это вы­глядит совсем по-другому за счет узкого угла зрения объективов. Ли­нии схода при съемке длиннофокус­ной оптикой уходят вдаль под таки­ми незначительными углами, что по мере удаления от съемочной точки объекты не меняют свои масштабы так, как это привычно нашему гла­зу. В результате создается необыч­ная трактовка пространства, которое выглядит как бы спрессованным, сплющенным в направлении опти­ческой оси. Это позволяет создавать такие далекие от действительности изобразительные композиции, как приведенная в кадре 83. И уж совсем необычно смотрится кадр 84!

— Но это то, чего не может быть, — сказал бы предок, покачав косматой головой. — Это вовсе не реализм!

— Реализм не требует отказа от образности, — ответили бы мы. — Конечно, среднее расстояние от мальчика до Солнца 149 500 000 ки­лометров. Конечно, масса Солнца в 332 400 раз больше массы Земли. Конечно, мальчик не дотянется до Солнца и не удержит его в руках. Но не надо понимать этот кадр бук­вально. Это символ того, что Детство тянется к Радости, к Счастью, И .та­кое толкование кадра вовсе не про­тив принципов реалистического ис­кусства!

Используя свойства, длиннофокус­ных объективов, кинооператор мо-

мелких деталях, что облегчает съем­ку без штатива. Неизбежное пока­чивание камеры становится менее заметным. Причем с рук в этих слу­чаях можно снимать не только ста­тичные планы, но и проходы.

...Недавнее поле боя на вьетнам­ской земле. Вывшая база сайгон-ских войск. Разбитые автомашины, перевернутые взрывами бронетран­спортеры. Кинооператор с камерой в руках медленно движется вдоль воронок и разбитой военной техни­ки, потом входит в блиндаж. Вдали видно маленькое светлое пятно — другой вход. Камера движется к не­му, оно увеличивается, темнота от­ступает. Пройдя вдоль блиндажа 12—15 метров, кинооператор снова оказывается на бывшем ноле боя.

Композиция кадра при таком про­ходе включила в себя множество самых разнообразных композицион­ных вариантов. Были скомпонованы общие планы, характеризующие об­становку, крупные планы разбитой вражеской техники, деталей, свиде­тельствующих об ожесточении отгре­мевшего на этом месте сражения. Каждая из очередных композиций дополняла предыдущие и являлась самостоятельным микроэпизодом, Во время съемки этого динамиче­ского плана кинооператор панорами­ровал, совершал наезды, отъезды камеры, а весь проход закончился статичным общим планом, показы­вающим рисовые поля — землю, отвоеванную у захватчиков.

Этот план для телефильма «Вьет­нам непобедимый* был снят объек­тивом с фокусным расстоянием 9,5 мм (16-миллиметровая пленка). Композиция кадра менялась на всем его протяжении. Кинооператор вы-




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин