Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 157


Кадр 83

Кадр 84

 

жет менять не только пространствен­ные координаты, но и временные. Это вполне естественно, так как ос­новные философские категории, Вре­мя и Пространство, неразрывно свя­заны друг с другом. И кинокомпо­зиция, изменяющая пространствен­ную характеристику, неминуемо затрагивает временную, и наоборот. Строго говоря, это происходит и при съемке любой оптикой, но длинно­фокусные объективы делают такие эффекты особенно заметными, а зна­чит, и выразительными.

...На ледовый аэродром станции СП садится самолет. Громадная ма­шина зависла в воздухе. Зритель привык к тому, что авиация — это стремительные скорости, а кино­кадр с многотонным воздушным ко­раблем, почти не имеющим посту­пательного движения, подчеркивает иное — он говорит о чуде преодоле­ния силы тяжести. Кажется, что са­молет просто висит над ледяными полями, величественный и почти не­подвижный...

Если кинооператор компонует кадр, направляя оптическую ось длиннофокусного объектива вдоль траектории, по которой переме­щается снимаемый объект, то ха­рактер движения искажается. Верти­кальные и горизонтальные переме­щения объекта при этом фиксируют­ся, а приближение к камере или уда­ление от нее не ощущается. Это происходит за счет того, что из-за узкого угла зрения оптической сис­темы изображение объекта практи­чески не увеличивается в масшта­бе за тот временной промежуток, в который при наблюдении простым глазом он изменился бы довольно значительно. Происходит явление,

обратное тому, которое в этих же условиях достигается при съемке широкоугольными объективами. Там динамика увеличивается, здесь — исчезает.

Так как движение — важнейший признак, характеризующий окру­жающий нас мир, и сам кинема­тограф появился как искусство, осно­ванное на возможности передать движущееся изображение, то нару­шение привычных динамических характеристик будет одним из самых ярких и эмоциональных мо­ментов экранного зрелища.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин