Автор, экран, зритель


Автор, экран, зритель - стр. 161


— Можно придумать и другой финал, — предложили бы мы, — По­думайте над этим, дорогой коллега...

Оптика с переменным фокусным расстоянием позволяет кинооперато­ру выстраивать композицию кад­ра непосредственно во время съем­ки. Смещение кадровых границ, из­менение масштаба, выявление цент­ра формируется на глазах у зрите­ля, активно вовлекая его в творче­ский процесс. Поэтому и наезды и отъезды дают возможность действен­но влиять на реакцию аудитории.

Обращаясь к приему, киноопе­ратор выбирает материал, который может сказать о сути происходящего действия. В этих случаях прием ока­зывается действенным и эмоцио­нальным.

Есть ли, например, повод для совершения наезда в уже знакомой нам ситуации, приведенной в кад­ре 53? Есть, и не один. Киноопера­тор можеТф «наехать» на лицо жен­щины, стоящей у памятника, на ее медали, на цветы, лежащие на обе­лиске, на дату, выбитую на камен­ной плите. Это те детали, о которых у нас уже шла речь. Любой из таких наездов скажет о сути происходяще-

го события. Опытный кинооператор снял бы на этом объекте два-три плана с наездом, так как пред­сказать заранее, какой из них ока­жется наиболее удачным и будет поставлен в монтажный ряд, подчас очень сложно.

— А есть ли разница между ма­териалом, который мы получаем при реальном перемещении камеры, и материалом, снятом при оптиче­ских наездах и отъездах, когда ка­мера не трогается с места? — мог спросить нас пещерный художник.

— Это очень хороший вопрос! Разница есть. И даже очень большая. Это нужно знать!

Действительно, эти приемы сход­ны только в том, что при их помо­щи объект увеличивается или умень­шается в размерах, А все остальные результаты совершенно различны!

Во-первых, если мы в самом деле приближаемся к предмету или чело­веку, снимая объективом со ста­бильным фокусным расстоянием, то характер оптического рисунка у нас все время один и тот же. Ведь объек­тив «видит» все окружающее так, как позволяет ему его система.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин