Автор, экран, зритель - стр. 164
...На берег выкатываются гребни волн. Водяной вал встает во весь рост, закручивает свою вершину, надвигается на нас и вдруг с грохотом обрушивается на прибрежную гальку и тянет, тянет к нашим ногам длинные пенные языки. Обессилев, они тащат назад мелкие камешки и уходят под основание следующей водяной горы...
— Если кинооператор снял такой кадр, вдвое увеличив скорость движения пленки в камере, что получится на экране? Что увидит зритель?
— По-моему, он увидит, что волны идут вдвое медленнее, чем на самом деле. Только и всего, — мог ответить пещерный художник.
— Да, вдвое медленнее, — подтвердили бы мы. — Но это не все. Ведь человеку свойственно воспринимать любую информацию эмоцио-
нально, и, увидев такую необычную картину, зритель не будет подсчитывать, во сколько раз медленнее катятся волны прибоя, а подумает о вечности природы, о красоте окружающего нас мира...
И если бы нужно было снять кинокадры для иллюстрации отрывка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю»: «Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой...» —
то, наверное» следовало бы снять морской прибой именно так, замедлив движение волн, и это могло бы передать настроение поэта.
А теперь представим себе другой вариант, где движение будет усилено.
...Герой нашего фильма стоит в тягостном раздумье (бывают же такие минуты в жизни человека!), а над его головой тянутся тяжелые мрачные тучи. Если такой кадр снять со скоростью вдвое меньшей, чем нормальная, что получится? *
— Это вы опять о роли пейзажа? — мог спросить предок.
— Нет. Сейчас дело не в самом пейзаже, а в скорости движения туч.
— Я вас понял, — сказал бы предок. — Тучи будут выглядеть необычно. Они будут клубиться над героем и угрожать ему, как какие-то живые существа! Кинооператор, изменив частоту съемки, усилит ощущение тревоги, даст понять, что герою грозят какие-то испытания.