Автор, экран, зритель

       

Когда на киноэкране последовательно сменяют


МОНТАЖ КИНО­ИЗОБРАЖЕНИЯ



«Montage» по-французски — сборка

Когда на киноэкране последовательно сменяют друг ДРУга планы, снятые с разных точек, показывающие от­дельные фазы какого-нибудь действия, мы воспри­нимаем их как единую сцену, и нам вовсе не мешает то, что по внешним параметрам изобразительный мате­риал разнороден.

— Это монтаж,  —  мог подсказать догадливый пра-



щур.   —   С   его   помощью   снятые планы  соединяются  в  кинофильм.

— Но почему мы объединяем в своем сознании разрозненные эле­менты и относимся к ним как к мо­дели непрерывного жизненного про­цесса? — спросили бы мы.

— В двадцатом веке люди научи­лись смотреть кино, — мог объяс­нить пращур. — Вот если бы вы по­казали кинофильм у нас в пещере, то никто ничего не понял бы...

Зрители довольно долго учились смотреть фильмы. С 1885 по 1905 год кинокадры строились будто фотогра­фии, снятые общим планом, или фрагменты театральной пьесы, сня­тые из партера. Приклеивались эти кадры друг к другу чисто механи­чески. Режиссер следил лишь за по­следовательностью событий, и сидя­щим в зале было достаточно движе­ния, воспроизводимого на экране. Кино еще не было искусством.

В 1908—1910 годы кинематогра­фисты искали и осваивали вырази­тельные средства киноискусства. На­чалось деление сцен на масштаб­ные планы, кинооператоры стали применять панорамы, кинокамера сдвинулась с места, открыли ра­курс. У мастеров кино возникло ощу­щение ритмики изображения, они увидели творческие возможности, скрытые в монтажных связях. Скле­енные кадры постепенно превраща­лись в образный ряд, который не просто фиксировал действие, а выра­жал эстетическое отношение авторов к изображаемому. Кино становилось той формой общественного созна­ния, которую В. И. Ленин назвал «важнейшим из искусств». Зрители постепенно постигали его язык, учи­лись видеть в сочетании отдельных

кадров течение мысли. Теоретики и практики изучали возможности нового искусства.

Содержание  Назад  Вперед







Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий