Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 187


Выбирая съемочную точку, компонуя кадр, кинооператор должен видеть эту линию, анализировать ее роль...

— И не переступать ее, хотя она и воображаемая! — мог подсказать нам догадливый пещерный живописец.

— Правильно! — согласились бы мы. — И если бы, снимая противников, кинооператор не пересек эту линию (рис.28), планы отдыхающих боксеров

не нарушили бы образный характер эпизода (кадры 93 а, б).

Пример 2. Герой шел по лесной тропе, а кинооператор снял его сначала с одной стороны, а потом — с другой (рис. 29). Могут лк такие кадры стоять рядом в монтажной фразе, которая должна показать непрерывное действие?

— Нет, — сказал бы пращур, представив себе снятые кадры. — Здесь получилось явное несоответствие

по направлению движения объекта.

Действительно, при таком монтажном построении эпизода получится, что герой идет “навстречу сам себе”. В первый момент зрителям может показаться, что это идут два похожих друг на друга человека.

Пример 3. Герой шел по дороге, а потом побежал в том же направлении. Оба кадра сняты с одной и той же стороны, что правильно (рис.30),

но смонтируются ли они друг с другом?

— Нет, — снова сказал бы пращур. — Это монтажное несоответ­ствие по темп^ движения объекта.

Ритмический скачок, который не­минуемо возникнет при монтажном соединении этих кадров, помеша­ет воспринимать их как развитие единого действия. Чтобы их смон­тировать, нужна перебивка.

Темп движения — очень важная изобразительная характеристика объекта, и она на экране не может изменяться беспричинно. Вот если бы кинооператор показал момент, когда идущий человек вдруг побе­жал, тогда следующие кадры долж­ны быть сняты во время бега. И опять-таки с этими кадрами не смон-тируется кадр, в котором герой ока­жется неторопливо идущим... Это

будет очередной монтажной ошиб­кой.

Пример 4. Герой рубит дрова. В первом кадре он замахивается, причем топор поднимается на са­мую высокую позицию. А на укруп­нении показан момент, когда топор уже вонзился в полеио (рис. 31).


Содержание  Назад  Вперед