Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 19


Это уже бы­ли зачатки тех композиционных по­строений, к которым пришли мы через десятки тысяч лет.

Так что же это такое — сюжетно-композиционный центр? Как его ис­кать? Где располагает.?

«Centrum» в переводе с латыни значит «острие циркуля». Круги, описанные циркулем, могут быть любых размеров, а центр — один, и без опоры на него нельзя постро­ить окружность.

У композиции тоже есть центр. Это та ее часть, которая связывает между собой отдельные элементы изображения и является главной в

С, £. Медынский «Компонуем кинокадр»

"Основные элементы композиции кадра

 

характеристике показанного объ­екта. Границы кадра и сюжетно-композиционный центр — основные параметры изобразительной кон­струкции.

Определив, что является решаю­щим в происходящем перед каме­рой событии, кинооператор нахо­дит участок, на котором концентри­руется действие, и это место ста­новится основой для сюжетно-ком-позиционного центра кинокадра.

На картинной плоскости это вы­глядит точкой, куда стягиваются воображаемые линии, которые опре­деляют характер взаимодействия главных объектов, попавших в по­ле зрения камеры. Иногда центром служит часть кадра, где размещен наиболее значимый ориентир или тот участок пространства, на кото­ром происходит наиболее динамич­ное столкновение объектов. Внеш­не сюжетно-композиционный центр кадра может выглядеть по-разному, но в любом случае он дает главную изобразительную информацию.

— Ну а как же воображаемые ли­нии могут что-то определять и что-то выражать, если они «невидимые»?— мог спросить пещерный предок.

— Не стоит придираться к тер­минологии, — сказали бы мы. — Эти линии действительно невиди­мы для глаз зрителя, но они явны и очевидны для нашего воображения. Мы следим за ними, подчиняемся их указаниям. На этом принципе — на обращении к фантазии зрителя, читателя, слушателя, — в сущно­сти, основано все искусство.

Кадр 5,а показывает роль центра, объединяющего все элементы ком­позиции.


Содержание  Назад  Вперед