Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 192


торекого приема, применение кото­рого   даст   намеченный   результат.

Кадр 94 показывает исходную си­туацию, для съемки которой кино­оператору предстоит выбрать твор­ческий прием и сделать это так, чтобы не только рассказать о собы­тии, но и усилить его эмоциональ­ную окраску.

Самое простое — взять объект общим планом, чтобы на картинной плоскости было видно все происхо­дящее. Но очевидных достоинств у такой композиции нет. Общий план, как уже говорилось, характеризу­ет главным образом среду, а не; объект. Если кинооператор все-таки покажет эту ситуацию на общем пла­не, конечно, факт будет передан, но это не будет ярким изобразитель­ным решением. Когда специфика действия раскрыта сразу и пол­ностью, все компоненты компози­ции бывают представлены зрителю однозначно, без авторских оценок. В таких случаях на аудиторию дей­ствует сам факт. Внутрикадровое со-' держание в этих случаях становит­ся сухой информацией, так как для образности нет соответствующей изобразительной основы.

При съемке кадра очень важна последовательность появления на экране изобразительных деталей, из которой сложится образ факта, явления или характера. Если ком­позиция сразу раскрывает все ас­пекты происходящего действия, сразу показывает всех его участни­ков, сразу включает в кадр все, что характеризует объект съемки, то операторский прием может срабо­тать вхолостую. Если все изобра­зительные сведения раскрыты и ста-

ло с ледова тельного постижения объ­екта потеряна. Сложившаяся ком­позиция кадра на всех этапах его демонстрации будет наполнена зна­комым уже содержанием. Это опре­деленные потери, так как повторе­ние уже увиденного и воспринятого не впечатляет по сравнению с по­явлением в кадре новых сведений. Творческий прием только тогда вы­разительно раскрывает сущность происходящего, когда кинооператор использует этот прием как развитие изобразительной трактовки факта.

Первый вариант не сулит автору творческого успеха.


Содержание  Назад  Вперед