Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 193


Это примитив­ное решение, которое не вносит в кинематографическую модель смыс­ловых и эмоциональных оценок.

Возможен и другой вариант изо­бразительного решения, при кото­ром кинооператор, имеющий объек­тив с переменным фокусным рас­стоянием, сначала скомпонует об­щий план, а потом, ведя панораму за объектом, постепенно «наедет» на остатки боевой машины, сбитой в дни Великой Отечественной вой­ны и найденной через десятилетня после Победы. При таком решении смысловой акцент ясен и по сравне­нию с первым вариантом кадр бо­лее эмоционален. «Наезд» в данном случае прямо указывает на главный элемент композиции и точно вы­ражает чувства автора.

Третий вариант кинооператор мо­жет начать с показа летящего вер­толета длиннофокусной оптикой. Такое начало даст возможность ка­чественного развития композиции. В ней появится своеобразная мик­родраматургия с внесением в изо­бразительный ряд элемента неожи-

полета, кинооператор может сде­лать панораму вниз, на груз, подве­шенный под вертолетом. Бескрылый фюзеляж боевой машины «полетит» над землей, как в то далекое время, когда она шла в бой. Изолировав главный объект от всего, что его окружает, создав иллюзию полета, кинооператор может получить план большой эмоциональной силы. На экране появится та образность, ко­торой не было в первом и во втором случае и которая так необходима при рассказе об этом уникальном случае. Вид летящего бескрылого...

— Вы меня извините, но это не­лепость, — мог перебить нас перво­бытный художник. — Летать без крыльев?

— Нет уж, уважаемый, это вы нас извините. В этом-то и есть самый волнующий момент компо­зиционного решения, и именно он...

Но, может быть, самым эмоцио­нальным был бы вариант, снятый объективом с переменным фокусным расстоянием и построенный с пере­ходом от крупного к общему.плану. Оператор мог с самого начала взять в кадр изуродованный войной фю­зеляж погибшей машины^и панора­мировать за ним, держа в визире мертвый, бескрылый самолет, ле­тящий над землей так, как он ле­тал, когда машина была целой н ее вел боевой экипаж.




Содержание  Назад  Вперед