Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 194


Именно абсурдность ситуации, если смотреть на нее с чисто прак­тической точки зрения («летать без крыльев*), придала бы изображе­нию ту патетику, которая поднялась бы до высокого трагедийного звуча­ния. Получился бы кадр-сим во л, кадр-реквием по погибшим летчи-

И если бы в конце панорамы ки-

нооператор расширил угол зрения

оптики и  показал  реальные усло-

вия  последнего  перелета   останков

боевой машины, то улетающий вдаль

вертолет с  подвешенным  под  ним

разбитым   фюзеляжем   ничуть   не

снизил бы эмоционального накала

этой изобразительной мини-новеллы.

Преимущество   этого   последнего

варианта в том, что он ставит зри-

теля перед необходимостью осмыс-

лить   необычность   происходящего,

с самого начала отвергая реальное,

практическое толкование кадра.

— Как я понимаю, вы опять про образность? — мог догадаться предок.

— Да, — сказали бы мы. — Ее следует искать повсюду и везде. Это творчество. Это вечное стремление художника дать зрителю максимум впечатлений!

Образность — это не простая кон-статация факта, возникшего перед объективом кинокамеры. Она — ре-зультат поиска и выявления причин-но-следственных связей между объ-ектами, понятиями и фактами, про­никновение авторской мысли в сущ­ность происходящего события.

— А какая же сущность в этом факте? — мог спросить предок.

— Она в том, что машина, летя­щая в синем небе после своей ги­бели, — это олицетворение той ду­ховной силы, которая вела в бой экипаж. Это жизни героев, отдан­ные за Победу, за мир на земле. Это знак того, что живые чтут память о павших, — сказали бы мы.

Показав летящий над мирной зем­лей бескрылый самолет, киноопера­тор заставит зрителя испытать на­стоящие и сильные чувства, которые

будут вызваны не только видом объ­екта, но и тем, как он показан. Ки­нематографист может применить любой метод съемки, выбрать тот или иной прием, использовать раз­личные технические средства. Глав­ная задача при этом — выбрать та­кой вариант изобразительного ре­шения, который даст наиболее яр­кую картину жизненного факта.




Содержание  Назад  Вперед