Что! Где! Кто! |
Как должен действовать кинооператор-документалист, снимая какой-либо жизненный факт? Каким путем можно донести до зрителя не только |
Кадр 95, 96 |
лением изменить композицию кадра ради внешнего эффекта, а пониманием того, что разная крупность позволяет наиболее полно показать различные грани события. Следует помнить, что различные по крупности кадры легче монтируются друг с другом. Снимая раз-номасштабный материал, кинооператор облегчает ре^жиссеру проблему монтажа эпизода. Кинооператорское мастерство ни в коем случае не сводится только к умению компоновать выразительные композиции и снимать кадры высокого фотографического качества. Одно из главных требований к кинооператору — видеть весь материал в развитии и дальнейшем взаимодействии кадров. Разумеется, предложенную в данном случае монтажную схему спортивной съемки можно дополнить, сделать ярче и выразительнее, но принципиальных изменений в общий характер материала это не внесет. В основном кинооператор справился со своей задачей. Представление о событии в материале дано, и монтажных ошибок нет. — Но позвольте, — мог сказать предок. i — А где итог репортажа? Ради чего боксеры состязались, а болельщики переживали? Кто победил? — Это верно, коллега, — согласились бы мы, — Это серьезный просчет. И хотя это, скорее, ошибка режиссера, который не руководил действиями кинооператора, но в результате страдает дело. Сюжет окончательно не выстроен. И, вероятно, эпизод не будет интересен, несмотря на то, что отдельные кадры сняты очень хорошо... |
снимать в моменты массового ажиотажа, причем опытный кинорепортер снимет эмоции трибун в развитии, уловив их начало. Для этого нужно поставить камеру на штатив, выбрать длиннофокусный объектив и сначала понаблюдать за намеченными персонажами. Потом, убедившись в своеобразии их поведения, зафиксировать каждого из них, выбрав момент, когда их эмоции проявятся наиболее интересно. Снимая монтажные планы этого эпизода, кинооператор вполне может обойтись без крупных планов боксирующих, но он совершит грубую ошибку, если ограничится лишь общими и средними планами зрителей. Чтобы дать полную картину зрительских реакций, необходимо снять болельщиков крупно (кадры 96, г, д, е). Крупные планы зрителей при их тщательном отборе во время съемки — это не только необходимый ответ на вопрос кто?» но и очень важный комментарий, отвечающий на вопрос как? И чем разнообразнее окажется набор зрительских эмоций, тем ярче будет общая картина происходившего действия. Ведя репортаж, опытный кинооператор всегда внимательно следит за всеми проявлениями эмоций. Так, например, если во время соревнования один из тренеров особенно активно реагирует на течение боя, то не снять такой момент будет ошибкой (кадр 96, ж). Кадры» снятые на любом событии, должны быть разной крупности — от предельно общего плана до детали. Разномасштабность монтажного материала диктуется не стрем- |