Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 197


Что! Где! Кто!

Как должен действовать киноопера­тор-документалист, снимая какой-либо жизненный факт? Каким путем можно донести до зрителя не только

Кадр 95, 96

 

лением изменить композицию кад­ра ради внешнего эффекта, а пони­манием того, что разная крупность позволяет наиболее полно показать различные грани события.

Следует помнить, что различные по крупности кадры легче монти­руются друг с другом. Снимая раз-номасштабный материал, киноопе­ратор облегчает ре^жиссеру пробле­му монтажа эпизода.

Кинооператорское мастерство ни в коем случае не сводится только к умению компоновать выразитель­ные композиции и снимать кадры высокого фотографического каче­ства. Одно из главных требований к кинооператору — видеть весь ма­териал в развитии и дальнейшем взаимодействии кадров.

Разумеется, предложенную в дан­ном случае монтажную схему спор­тивной съемки можно дополнить, сделать ярче и выразительнее, но принципиальных изменений в об­щий характер материала это не внесет. В основном кинооператор справился со своей задачей. Пред­ставление о событии в материале дано, и монтажных ошибок нет.

— Но позвольте, — мог сказать предок.                                                          i

— А где итог репортажа? Ради чего боксеры состязались, а болель­щики переживали? Кто победил?

— Это верно, коллега, — согласи­лись бы мы, — Это серьезный про­счет. И хотя это, скорее, ошибка ре­жиссера, который не руководил дей­ствиями кинооператора, но в ре­зультате страдает дело. Сюжет окон­чательно не выстроен. И, вероятно, эпизод не будет интересен, несмотря на то, что отдельные кадры сняты очень хорошо...

снимать в моменты массового ажио­тажа, причем опытный кинорепор­тер снимет эмоции трибун в разви­тии, уловив их начало.

Для этого нужно поставить ка­меру на штатив, выбрать длинно­фокусный объектив и сначала по­наблюдать за намеченными персо­нажами. Потом, убедившись в свое­образии их поведения, зафиксиро­вать каждого из них, выбрав мо­мент, когда их эмоции проявятся наиболее интересно.

Снимая монтажные планы этого эпизода, кинооператор вполне может обойтись без крупных планов бок­сирующих, но он совершит грубую ошибку, если ограничится лишь об­щими и средними планами зрите­лей.  Чтобы   дать   полную   картину зрительских   реакций,   необходимо снять болельщиков крупно (кадры 96, г, д, е).

Крупные планы зрителей при их тщательном отборе во время съем­ки — это не только необходимый от­вет на вопрос кто?» но и очень важ­ный комментарий, отвечающий на вопрос как? И чем разнообразнее окажется набор зрительских эмо­ций, тем ярче будет общая картина происходившего действия.

Ведя репортаж, опытный кино­оператор всегда внимательно следит за всеми проявлениями эмоций. Так, например, если во время соревнова­ния один из тренеров особенно ак­тивно реагирует на течение боя, то не снять такой момент будет ошиб­кой (кадр 96, ж).

Кадры» снятые на любом событии, должны быть разной крупности — от предельно общего плана до де­тали.   Разномасштабность   монтаж­ного материала диктуется не стрем-




Содержание  Назад  Вперед