Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 198


торые тратят пленку на неинтерес­ные, невыразительные моменты дей­ствия.

На общих планах действуют два противника и судья. Это тот масштаб и те точки, с которых видят бой зри­тели спортивного состязания. Кино­зритель, глядя на эти кадры, ощу­щает эффект присутствия, отожде­ствляя себя до некоторой степени с реальным зрителем.

Средний план боксеров снят с по­зиции судьи. Нужно ли показывать спортсменов крупнее?  Вопрос дол­жен решить кинооператор. Но сле­дует подумать о том, что в докумен­тальном фильме особая  крупность может нарушить достоверность ма­териала.   Ведь   зритель   знает,   что кинорепортер не может находиться на ринге рядом с боксерами. В игро­вом кино такой проблемы не будет, там   допустима   любая   условность, и легко представить себе даже план, снятый с точки зрения одного из бок­серов.   Перчатка   противника   при этом может ударить прямо по кино­аппарату,   а   дальше  кинооператор может перевернуть  камеру  и  рас­фокусировать  объектив,   что   будет выглядеть имитацией нокаута. В до­кументальном фильме такой прием вряд ли уместен: он будет выглядеть нарочито и вступит в противоречие со стилистикой остального материа­ла.

Кадр 96, а отвечает на вопрос кто?, так как болельщики — тоже участники события, и их реакция — необходимая составная часть кино­материала, рассказывающего о спор­тивном состязании. Общие и сред­ние планы зрителей дают возмож­ность подчеркнуть атмосферу со­бытия. Такие планы рекомендуется

логию их взаимодействия и предмет­ный мир, окружающий действую­щих лиц. Эта задача в основном укладывается в ответы на три вопро­са — что? где? кто? Но любой кадр не отвечает на них однозначно.

Кадр 95 — это прежде всего ответ на вопрос: где? Кинооператор правильно выбрал съемочную точ­ку и определил масштаб изображе­ния, так как передать место события и подчеркнуть его массовость мож­но, только сняв общий план. Удач­ное тональное решение — светлое пятно в центре картинной плоско­сти — сразу привлекает внимание. Хорошо использован ракурс. Но этот же план показывает момент боксерского поединка и тем самым объясняет, что происходит.

Кадры  96,  а  и  б  по  масштабу крупнее,   чем   первый   «адресный» план, они отражают течение собы­тия,   его   «технологию».   Но  кроме ответа на вопрос что? они также по­казывают, кто участвует в действии* При умелом репортаже эти кадры дадут  яркую   характеристику   раз­вития поединка. И тут многое зави­сит от моментов соревнования, кото­рые снимет кинооператор,  —  ведь настоящий бой непредсказуем, как, впрочем, и любое событие. Кстати, этот пример говорит о том, что ки­нематографисту всегда нужно знать специфику   действия,   которое   ему предстоит снимать, будь то произ­водственный    процесс,    спортивное мероприятие, хирургическая опера­ция или любая другая область чело­веческой деятельности. Знание тех­нологии   дела,   которым   занят   ге­рой, — известная гарантия от оши­бок, нередко совершаемых неподго­товленными   кинорепортерами,   ко-




Содержание  Назад  Вперед