Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 199


 

Высоким или низким «штилем»!..

Фильм — это цепь самых различ­ных кинокадров, и одна из сложно­стей операторской работы — сделать так, чтобы отдельные кадры, эти 4монтажные ячейки», по выраже­нию С. М. Эйзенштейна, восприни­мались зрителем как единое целое.

Кинооператор только тогда пра­вильно выполнит творческую зада­чу, когда ему удастся найти для всей изобразительной системы филь­ма единую стилистическую манеру, точно соответствующую основному замыслу всего произведения. Стиль — вот о чем нельзя не ду­мать в поисках формы.

— А что такое «стиль»? — обяза­тельно спросил бы предок.

Это слово дошло до нас от антич­ных греков. Так они называли остро­конечный стержень, которым на де­ревянных табличках, покрытых с писчей стороны воском, процарапы­вались буквы. От названия этого не­хитрого инструмента еще в древно­сти возникло понятие «стиль», обо­значающее своеобразие литератур­ного слога.

Сегодня этот термин очень много­значен. Им обозначают исторические эпохи в развитии искусства. Мы го­ворим «античный стиль», «барок­ко», «готика», «классицизм». Твор­ческое направление какой-либо группы единомышленников мы то­же называем стилем. Передвижни­ки, Барбизонекая школа живописи, «Мир искусства» — у каждой из та­ких групп, говорим мы, был свой стиль. Манера отдельного художни­ка — это тоже стиль. Понятие стиля

имеет как бы различные уровни. Но в конечном итоге стиль— это устой­чивое единство выразительных средств, которые органично соче­таются друг с другом и формируют характер образа.

В кинематограф понятие стиля пришло давным-давно, утвердив­шись до этого в других областях ис­кусства. В старой русской поэтике XVIII века «штилей», как тогда го­ворили, было три: высокий, посреди ственный, который иногда имено­вался средним, и низкий. Их харак­теристику дал великий русский уче­ный Михаил Васильевич Ломоносов. Он писал: «Первый составляется из речений славенороссийских...


Содержание  Назад  Вперед