Автор, экран, зритель




Автор, экран, зритель - стр. 20


В данном случае это мяч, за обладание которым борются фут-

болисты. Стоит переместить или убрать этот центр, и линии взаимо­действия спортсменов потеряют свой драматизм, так как логика поведе­ния футболистов будет нарушена (кадр 5,6). Содержание кадра утра­тит остроту и выразительность.

Положение             композиционного центра связано с физиологией наше­ го зрения. Самая активная часть зрительного аппарата, восприни­ мающая световые сигналы и даю­ щая человеку самую точную и под­ робную информацию, находится в центре задней полусферы глазного дна. Поэтому вполне естественно, что, глядя на экран, мы направля­ ем взгляд прежде всего на централь­ ную часть картинной плоскости, где, как правило, и разворачиваются главные события.

Разумеется, возможны и отклоне­ния от этого правила. Основное сю­жетное действие и объект, совершаю­щий это действие, могут занимать разное положение в независимости от объективных условий, и в связи с этим сюжетно-композиционный центр тоже перемещается по картин­ной плоскости кадра. В таких слу­чаях кинооператор изменяет поло­жение камеры и компонует кадр, исходя из новых условий. Причем основой для очередного варианта каждый раз остается реальная жиз­ненная ситуация, а ее трактовка все­цело зависит от авторского замыс­ла.

Так, например, если футбольный мяч будет перемещаться справа на­лево, то кинооператор может повес­ти панораму за группой спортсме­нов, и композиционная конструкция будет складываться в зависимости от движения мяча.

 

Кадр 5

Возможен и другой вариант. Если вдруг один из футболистов упадет, то кинооператор может прекратить панорамирование и, выпустив из кадра всю группу, переключить вни­мание зрителей на упавшего игро-

ка. Теперь этот игрок станет главным объектом съемки, и сюжетно-компо­зиционный центр будет зависеть от его действий.

Во   всех   ли   кадрах   мы   можем увидеть   такой   ясно   выраженный

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»




Содержание  Назад  Вперед