Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 201


Теоретик и критик Бела Балаш в своей работе «Искусство кино»" писал: «Киноискусство доказало, что стиль возникает не только бла­годаря сюжету» драматическому ма­териалу, не только благодаря мизан­сценам, игре или выбору мотивов, но что стиль может возникнуть и

благодаря формированию фильма, композиции кадра, особому осве­щению и ракурсу, благодаря искус­ству оператора».

Осмысливая тему, думая о кон­кретных ситуациях, которые нуж­но перенести на экран, киноопера­тор в меру своих творческих способ­ностей и понимания проблем, затро­нутых в сценарии, ищет внешнее вы­ражение главной, глубинной сути факта, явления, характера.

Как же идет этот поиск? Как, на­пример, показать то, о чем идет речь в стихотворении Ю. Яковлева, если принять его за литературную осно­ву кинофильма?

«Цок-цок-цок... Цок-цок-цок...

Скачут белые кони, Будто белые птицы теряясь вдали. Гривы дико кипят, свищет ветер

погони, Поднимается облаком пыль

от земли.

Скачут белые кони по улочке

зыбкой,

Взглядом женщины их провожают

/с тоской. И бойцы на скаку умирают

с улыбкой, И живые завидуют смерти такой...

Так себе представлял я войну»

подрастая. А потом оказалась война

под окном. Обняла меня крепко шинелька

простая, Обняла своим жестким,

шершавым сукном.

Не подвел мне коня под уздцы

ординарец.

Белый конь не помчал через город

меня.

Вот винтовка, лопатка, подсумок

да ранец Нагрузили меня самого как коня*.,

И пошел я, пошел я с друзьями

по роте Грязь месить сапогами, окопы

копать, И взрослеть и стареть

на солдатской работе, В медсанбате страдать, на земле

умирать,

Оказалась война некрасивой

и грязной, Вшивой, мокрой, холодной,

сожженной до пней. И на этой войне я не видел ни разу, Ни в конце, ни в начале, тех белых

коней...

- .*•

Но я верил: невзгоды пройдут

стороною, Пред детьми мы предстанем

в скрипящих ремнях, И войну наши дети увидят иною, И приснимся мы детям на белых

конях!»

Авторская мысль ясна читателю.


Содержание  Назад  Вперед