Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 202


Но что делать с изображением, если возникла необходимость перевести сказанное на язык кино?

В тексте четко противопоставле­ны две оценки действительности. Первая основана на детском неве­дении, это романтическое представ­ление о войне, заблуждение, кото­рое потом рассеивается. Вторая оцен­ка — картина реальной, тяжкой жизни солдата на войне. Как сни­мать ту и другую линию? В едином изобразительном ключе? Но ведь

конфликт между первой позицией автора и его ощущениями от встречи с войной нужно не ослабить, а, нао­борот, усилить для этого пластиче­ские образы. Снимать впечатление от заявленного контраста, который* является основной идеей нашего ми­ни-фильма, — значит идти против авторской мысли.

Два мироощущения, конечно, тре­буют двух совершенно различных изобразительных характеристик происходящего действия. Какой ви­дится первая? Автор подсказывает решение первой части с исчерпы­вающей полнотой. Если говорить языком Ломоносова, то первый фраг­мент следует дать «высоким шти­лем» и, конечно, на цветной плен­ке. Главный опознавательный знак этой темы, романтический символ «Белые Кони», может быть снят ра­пидом, чтобы кони с бойцами буд­то бы плыли над степью.

.«.Солнце вспыхивает на обнажен­ных клинках. Развиваются конские гривы. В панике бегут толпы врагов. Черные кусты разрывов медленно расцветают на поле боя. Всадники падают с красиво вздыбленных ко­ней, картинно взмахнув руками. Из вскинутых к белым пушистым облакам винтовок гремят и раска­тываются над всей землей прощаль­ные салюты в честь погибших... Вот это и будет тот стиль, которым «они от обыкновенной простоты к важно­му великолепию возвышаются», как советовал Михаил Васильевич Ломо­носов. Здесь «высокий штиль» впол­не уместен.

Вторая линия — это, без сомне­ния, стиль суровой кинохроники, соответствующий кадрам, снятым

фронтовыми кинооператорами на черно-белой пленке.

...Сапоги, шагающие по осенне­му бездорожью* Штыки, качающие­ся над бойцами маршевой роты.


Содержание  Назад  Вперед