Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 203


Со­жженные дотла деревни. Плачу­щие женщины. Частые разрывы и среди них — маленькие фигурки солдат, бегущих в атаку. Медсанба­ты, где раненые вповалку лежат на соломе. Холмики братских могил со скромными фанерными обелиска­ми... Это уже не «высокий штиль», а другой, тот, которым нужно рас­сказывать не о романтических мес­тах, а о других событиях, «каковы суть, — как писал Ломоносов, — описания обыкновенных дел».

Но у нас есть еще и третий фраг­мент стихотворения, в котором автор переплел обе линии, объединив су­ровую, беспощадную трагедию вой­ны со светлым величием Победы. Этот эпизод — «и приснимся мы де­тям», — это напоминание о том, как в маленьком человеке появляется чувство патриотизма, готовности встать на защиту Родины, не ду­мая о своей жизни.

— Ну а как это изобразить? — засомневался бы предок. — Вернуть­ся к стилистике начала? Бедновато.

— Конечно, это не дело, — согла­сились бы мы. — Зачем повторять то, что уже было? Ведь мысль авто­ра развивается» а это требует, чтобы изобразительный ряд тоже изменил­ся в соответствии с идеей сценар­ной основы.

— А что же делать? — мог спро­сить предок.

А в самом деле — что? Снять все в абсолютно реальной манере? Но тогда вторая и третья части сольются в одну изобразительную

структуру, а финал совсем не будет похож на детский сон, на резуль­тат воображения. Как быть?

Снять в завершающем эпизоде спя­щего ребенка, а потом смонтировать этот кадр с теми же Белыми Коня­ми? Не интересно. Все «в лоб». Дуб­лирование текстовой основы и ника­кой образности.

Сделать Коней методом рисован­ной мультипликации? Но это будет вовсе чужеродным планом, который никак не смонтируется с остальным изобразительным материалом, из ко­торого состоят и первая и вторая части.

А ведь к финалу нужно сделать так, чтобы изображение дополнило, усилило эмоциональный момент, а не просто иллюстрировало текст. Нужно учесть и то, что Белые Ко­ни — это образ, он должен быть узнаваем во всех трех фрагмен­тах, но в то же время каждый раз этот символ должен выглядеть не­сколько по-разному.


Содержание  Назад  Вперед