Все как было...
Актерская сцена разыгрывается специально для съемки, а кинооператор-документалист фиксирует реальный жизненный факт, который развивается по законам неподвластным съемочной группе. И конечно, это создает дополнительные трудности в процессе съемки.
Обычно кинодокументалист лишь в общих чертах знает, как будет проходить действие, которое он собирается снимать.
Он не всегда знает, сколько времени это действие будет длиться.
Ему не всегда удается свободно передвигаться по съемочной площадке.
Он не имеет возможности вмешаться в поведение героев и попросить их повторить какой-то момент, который не попал на пленку.
Бывает и так, что кинооператор не успевает занять выгодную съемочную точку, выбрать нужный объектив и поэтому не может скомпоновать кадр так, как ему хотелось бы. В таких случаях вполне допустимо сначала нажать пусковую кнопку камеры, чтобы не упустить начало действия, а уж потом, глядя в визир, «собрать» в четкую композицию все объекты, попадающие в поле зрения. Конечно, при таком «методе» работы возможны и композиционные, и экспозиционные просчеты, но если в итоге получен удовлетворительный кадр, можно считать, что цель достигнута, потому что удалось главное — на пленке осталось свидетельство о происходившем событии.
Кадр 97 — пример того, как не-
Кадр 97
ожиданно возникшая уличная сценка потребовала от кинооператора быстрой реакции и он успел зафиксировать действие, не имея возможности заранее выстроить композицию. Фигура разгневанного мужчины взята целиком — так он выглядит более активно. Ясно видна выразительная смысловая деталь — палка, которой он угрожает ребятишкам. Расположив своего «героя» так, что перед ним оставлено свободное пространство, кинооператор подчеркнул динамику происходящего действия. Силовая композиционная линия начинается с фигуры мужчины и направлена справа налево.