Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 205


Все как было...

Актерская сцена разыгрывается спе­циально для съемки, а киноопера­тор-документалист фиксирует ре­альный жизненный факт, который развивается по законам неподвласт­ным съемочной группе. И конечно, это создает дополнительные труднос­ти в процессе съемки.

Обычно кинодокументалист лишь в общих чертах знает, как будет про­ходить действие, которое он собира­ется снимать.

Он не всегда знает, сколько вре­мени это действие будет длиться.

Ему не всегда удается свободно передвигаться по съемочной пло­щадке.

Он не имеет возможности вме­шаться в поведение героев и попро­сить их повторить какой-то момент, который не попал на пленку.

Бывает и так, что кинооператор не успевает занять выгодную съемоч­ную точку, выбрать нужный объек­тив и поэтому не может скомпоно­вать кадр так, как ему хотелось бы. В таких случаях вполне допустимо сначала нажать пусковую кнопку камеры, чтобы не упустить начало действия, а уж потом, глядя в ви­зир, «собрать» в четкую композицию все объекты, попадающие в поле зрения. Конечно, при таком «мето­де» работы возможны и композици­онные, и экспозиционные просчеты, но если в итоге получен удовлетво­рительный кадр, можно считать, что цель достигнута, потому что удалось главное — на пленке осталось сви­детельство о происходившем собы­тии.

Кадр 97 — пример того, как не-

Кадр  97

ожиданно возникшая уличная сцен­ка потребовала от кинооператора быстрой реакции и он успел зафик­сировать действие, не имея возмож­ности заранее выстроить компози­цию. Фигура разгневанного мужчи­ны взята целиком — так он выгля­дит более активно. Ясно видна вы­разительная смысловая деталь — палка, которой он угрожает ребя­тишкам. Расположив своего «героя» так, что перед ним оставлено свобод­ное пространство, кинооператор под­черкнул динамику происходящего действия. Силовая композиционная линия начинается с фигуры мужчи­ны и направлена справа налево.


Содержание  Назад  Вперед