Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 207


Эффект сходный со съемкой «скрытой» камерой дает и репортаж, выполненный при помощи длинно­фокусной оптики, которая позволяет фиксировать происходящее действие издали, не мешая людям и не при­влекая их внимания. Кадр 98, сня­тый длиннофокусным объективом, получился очень выразительным из-за того, что эмоции обоих участни­ков полны неподдельной искренно­сти и зритель видит, что грусть жен­щины и тревога стоящего рядом с ней мужчины — не актерская игра» а истинные переживания реальных персонажей.

Кинозритель чувствует особое воздействие кинокадров, в которых сняты реальные факты, подлинные эмоции. Это учитывают профессио­налы и нередко обращаются к сти­листике документального кино, стре­мясь к тому, чтобы в игровом филь­ме не было ярко выраженных свето-

вых эффектов, созданных электри­ческими приборами, и композиция кадра строилась в упрощенной ма­нере, имитирующей прямую съемку действительности. Такой отказ от подчеркнутой выразительности изо­бразительного ряда и умышленное «обеднение» формы применяются иногда с целью убедить зрителя, что все происходящее на экране не разы­грано специально, а является «ку­сочком» подлинной жизни.

Конечно» стремление к докумен­тальности отнюдь не оправдывает неряшливые, случайные компози­ции. Но в то же время безупречно выстроенный кадр может вызвать убеждение в том, что показанное действие фальшиво и неубедитель­но. К такому выводу зритель может прийти, сопоставляя классическую композицию с хроникальными ки­но- и фотоматериалами, которые се­годня так щедро обрушиваются на аудиторию, демонстрируя изобрази­тельную стилистику подлинного до­кумента.

Но стремление показать конкрет­ный факт методом кинорепортажа вовсе не означает сухую» беспристра­стную фиксацию действительности. Кинооператор, владеющий мастерст­вом репортера, снимает самые вы­разительные моменты события, вы­деляет характерные детали, старает­ся дать образную картину происхо­дящего действия.


Содержание  Назад  Вперед