Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 209


И, не желая быть категоричным, Вяч. Кондратьев добавляет:

«Но это мое личное восприятие, возможно, другие видели войну и не так,. А может, режиссер хотел противопоставить красоту русского пейзажа, на фоне которого все и про­исходит, страшной и уродливой ра­боте войны?»

Эти воспоминания бывшего солда­та пехоты — своеобразная авторская оценка реальности, а значит, это та система образности, которая дает нам возможность передавать свои мысли и ощущения другим людям, и делать это е наибольшей вырази­тельностью, И мы легко найдем ана­логию словам писателя в таких фра­зах, как «потемнело в глазах» или «видеть все в мрачном свете». Что это, как не та образность, которая помогает нам выражать сложнейшие оттенки нашего душевного, состоя­ния?!

В одном из документальных филь­мов автора-оператора И. Галина,

снимавшего свою ленту во время войны Вьетнама за независимость, был кадр, который начинался цвет­ным (как и весь фильм), а потом постепенно переходил в черно-бе­лый. Это был крупный план бойца, ведущего огонь по самолету врага, причем лицо зенитчика и фон посте­пенно теряли естественную окрас­ку — и изображение становилось черно-белым. Грохот боя при этом нарастал* и в таком звуко-зритель-ном сплаве этот длинный кадр, те­ряющий цветность, с предельной экспрессией передавал огромное на­пряжение боя. В данном случае ки­нооператор И. Галин нашел автор­ское решение, которое в чем-то пе­рекликается с воспоминаниями пи­сателя В. Кондратьева о войне.

Какую же роль играет цвет в ком­позиции кинокадра? Относятся ли закономерности» принятые черно-белым кинематографом, к цветно­му? В основном да. Конечно, с неко­торыми дополнениями. Так же как и общие композиционные принципы станковой живописи обогащаются кинематографом, использующим ди­намику изображения, так и цвет­ное кино, беря за основу общие по­ложения кинокомпозиции, допол­няет их присутствием цвета.

Прежде всего это относится к об­щей цветотональной стилистике изобразительного ряда, которая за­висит от авторской трактовки сю­жета.




Содержание  Назад  Вперед