Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 21


Основные элементы композиции кадра

 

Кадр 6

центр? Практически во всех. Хотя нельзя утверждать, что о"н всегда изобразительно ярок и конкретен. При показе пейзажных планов или других масштабных объектов, с ко­торыми герой вступает в спокой­ное взаимодействие, четко выра­женного сюжетного центра, как пра­вило, нет, и в таких случаях отсут­ствие единой точки, приковываю­щей внимание зрителя, вполне за­кономерно (кадр 6).

Если, например, герою фильма угрожает какое-нибудь стихийное бедствие — снегопад, разлив реки, непроходимые лесные дебри, — то сюжетный центр композиции не обязательно будет выражен какой-нибудь конкретной деталью, им мо­жет стать пелена снега, или речная поверхность, или стена деревьев, заполнивших значительную часть экранной плоскости. Центр ком­позиции — это не обязательно точ-

ка, это может быть довольно боль­шая часть кадра.

Представим себе, что наш пещер­ный живописец взял кинокамеру и приступил к съемкам научно-попу­лярного фильма «Охота на мамон­та ». На что он направил бы объек­тив в первую очередь?

Наверное, он начал бы с медлен­ной панорамы, показывающей место будущего действия. Сначала в поле зрения объектива попала бы одно­образная лесотундра с реденькими деревцами. Ярко выраженного цент­ра в этих общих планах не было бы. И только когда в кадре показалось бы стадо мамонтов, у предка возник бы повод для компоновки компо­зиции с сюжетным центром. И, ве­роятно, он поступил бы как любой из нас в подобной ситуации: совме­стил бы изображение стада с цент­ральной частью картинной плоско­сти и прекратил панорамирование.

И не стоит обвинять его в примитив­ном творческом решении. Он нашел сюжетно-композиционный центр снятого кадра.

Главная сюжетная точка — центр композиции — не рождается по про­изволу кинооператора. Появление этого центра диктуется конкретны­ми жизненными ситуациями, осмыс­лить которые и понять, что же в дан­ный момент является главным и на что следует обратить внимание зри­теля в первую очередь, — вот зада­ча, стоящая перед кинематографис­том при компоновке каждого съемоч­ного кадра.




Содержание  Назад  Вперед