Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 210


Если черно-белые кадры могут быть выдержаны в светлой или тем­ной тональности и это придает со­бытиям определенный эмоциональ­ный характер, то, используя цвет, кинооператор может снять эпизод в «теплой» или «холодной» колорис-

тической г.амме, и это тоже будет вызывать у зрителя ответную реак­цию, которую можно предвидеть.

Несмотря на кажущуюся услов­ность такой терминологии, она имеет глубинный смысл, и причину появ­ления этих наименований понять нетрудно. Эти термины сложились на протяжении жизненного опыта человечества. Солнечные лучи, не­сущие тепло и свет, или языки пла­мени, или цвет нашей крови — все это для нас «теплая», красно-оран­жевая часть спектра. А голубизна льда, или зеленоватая бледность мертвой плоти, или негреющий свет луны — это для нас «холодные» то­на. И, конечно, перенесенные на экран, эти цвета дают дополнитель­ную эмоциональную окраску проис­ходящему действию.

В качестве примера вспомним один кадр из фильма «Прощай, Гюльсары», снятый кинооператором С. Урусевским, — кадр, рассказы­вающий о последнем расставании хозяина со старым конем. Это конец их совместной борьбы с невзгодами, конец скупых радостей, конец жиз­ненного пути.

Конь дан силуэтом на фоне холод­ного ночного неба. Так он смотрит­ся выразительнее, потому что зри­теля не отвлекают показом отдель­ных деталей — только усилия геро­ев и их движение интересуют ху­дожника. Но главное в этом эпизо­де — колористическое решение. Хо­лодная, мрачная гамма цветовых тонов подчеркивает трагизм ситуа­ции. Сергей Павлович Урусевский по первоначальному образованию был художником-живописцем, и он очень чутко понимал и использовал возможности цвета.

В советском кинематографе пер­вым опытом введения цвета в экран­ный образ было неожиданное реше­ние С. М. Эйзенштейна расцветить флаг, поднятый восставшими моря­ками на броненосце «Потемкин». Фильм «Броненосец «Потемкин», как известно, был черно-белым, и флаг аккуратно раскрасили от руки.


Содержание  Назад  Вперед