Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 211


Очевидцы первого просмотра, кото­рый проходил в Большом театре на торжественном заседании, рассказы­вали, какое ошеломляющее впечат­ление произвел на зрителей этот кадр именно потому, что красный цвет не просто придавал жизнепо-добие полотнищу, поднятому на мач­те, — цвет выразил идею, стал про­водником мысли и чувств авторов.

Эйзенштейну принадлежит и дру­гое, ставшее хрестоматийным при­менение цвета в черно-белом филь­ме. Во второй серии «Ивана Грозно­го» есть эпизод, получивший назва­ние «Пляска опричников». Это свое­образный эмоциональный взрыв в изобразительной ткани фильма, ко­торый в некоторой степени сходен с историей о «Потемкинском флаге». Но здесь цвет — выражение ярост­ного насилия! Он врывается в чер­но-белый изобразительный ряд фильма как вспышка буйной сти­хии, и это соответствует внутренней сути опричнины. Красные, багро­вые пятна мечутся по экрану, сим­волизируя и реки пролитой крови, и ту бессмысленную, безудержную злобу людей, о которых мы могли бы образно сказать «у них глаза нали­ты кровью». Красный цвет в этом эпизоде предельно активен, и его появление в структуре черно-бело­го фильма стало событием в истории мирового кинематографа.

В цветоведении есть понятие «цве­тового контраста». По аналогии с контрастом ахроматических тонов это сочетание двух разноокрашен-ных объектов, поставленных рядом. Здесь главную роль играет различие цветовых пятен по спектральным характеристикам. Предмет, освещен­ный «теплым» цветовым потоком, будет более активен на «холодном» фоне, и наоборот. Сочетание цве тов, близко расположенных в спект­ре, будет сглаживать их визуальное воздействие на зрителя. Компонуя цветной кадр, кинооператор учиты­вает эти обстоятельства.

Колористическое решение кадра1 складывается из цветовых показа­телей объекта и характера освеще­ния. На натуре кинооператор выби­рает объект и атмосферные условия, при которых ведется съемка, и рабо­тает, следя за спектральным соста­вом светового потока.


Содержание  Назад  Вперед