Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 23


Но чувство­вать, как они располагаются, необ­ходимо. Только уловив принципы взаимодействия людей и предметов, кинооператор сможет выстроить композицию, которая выразитель­но передаст все происходящее пе­ред камерой. Иначе изображение может рассыпаться на отдельные, не связанные между собой компо­ненты, что ослабит впечатление от снятого материала, а может случить­ся и так, что кадр просто потеряет

Е.  Медынский  «Компонуем кинокадр»

 

композиции  кадра

 

Кадр 7

всякий смысл. Выстраивая компо­зицию, кинооператор всегда следит за тем, где на картинной плоскости располагается центр и как взаимо­действуют все компоненты изобра­жения.

...Когда головной танк, развер­нувшись, начнет выходить из кадра, у кинооператора возникнет проб­лема: какой из двух композицион­ных вариантов выбрать — оставить кадр статичным, с тем чтобы место сюжетно-композиционного центра занял танк, следующий за передо­вым, или начать панорамирование за выходящей налево машиной, оста-

вив за ней роль композиционного центра.

Как уже говорилось, при движе­нии объектов на картинной плоскос­ти кадра соотношение изобразитель­ных компонентов все время меняет­ся, а следовательно, перемещается центр композиции. Как поступать в таких случаях, кинооператор каж­дый раз решает, исходя из конкрет­ных условий.

— А бывают ли в композиции два равнозначных центра? — мог спро­сить предок. — Вспомните хотя бы картину художника Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Пет-

ровича в Петергофе». Я не понимаю, где там сюжетно-композиционный центр? Не в центре, это ясно. В цент­ре там угол стола.

— Центр композиции все-таки лицо Петра, — сказали бы мы. — Ведь именно он главный персонаж. А царевич Алексей — объект под­чиненный.

— Но без лица Алексея этот глав­ный центр не имеет никакого смыс­ла, — заметил бы предок.

— Это верно, но только отчасти. Центр для того и существует, чтобы взаимодействовать с другими эле­ментами композиции, без них он не центр...




Содержание  Назад  Вперед