Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 24


Действительно, средняя часть кар­тинной плоскости пуста. Но это не «портрет стола», это пространство, разделяющее двух героев. И оно включено в композицию неспроста. Когда взгляд зрителя переносится с одного лица на другое и потом обратно — зритель не только видит это расстояние, он чувственно вос­принимает нравственную пропасть, разделившую отца и сына,

То, что в картине имеется всего один центр, доказывают компози ционные линии, действующие внут­ри картинной плоскости. Линия вни­мания Петра — это восходящая к лицу царевича горизонталь. А ли­ния взгляда Алексея — вертикаль, направленная вниз, линия подчи­ненная, пассивная. Собственно гово­ря, направление царского взгляда и есть тот стержень, на котором дер­жится вся композиция, и если счи­тать, что эта линия связывает лица обоих героев, то все равно инициа­тива сюжетной связи исходит от Петра.

Эту ситуацию легче понять, если

представить ее в виде кинокадра. Бесспорно, главным сюжетно-ком-позиционным центром будет лицо актера, играющего роль царя Петра Первого. Его реплики и реакция Алексея подтвердят неравнознач­ность двух персонажей. И конечно, крупный план актера, играющего Петра, был бы основным в этом эпи­зоде и определил композиционные построения остальных монтажных кадров.

Возможен ли кинокадр с двумя равнозначными сюжетно-компози-ционными центрами? Очевидно, нет, потому что зрители все время отда­ют предпочтение какому-то одному действующему лицу или предмету — тому, который является в данный момент главным, вызывающим яр­кие эмоции. В композиции, сходной с картиной Н. Н. Ге, но взятой в ди­намике звукового кинофильма, зри­тельская оценка действия во многом зависела бы от тех реплик, которые произносят участники диалога, и сюжетно композиционный центр ме­нял бы свое место по мере развития разговора. Центром композиции мо­жет быть и лицо царя, и лицо его сы­на. Все зависело бы от реакции зри­теля на вопросы Петра и на ответы или напряженное молчание царе­вича Алексея.


Содержание  Назад  Вперед