Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 25


Смысл реплик дикто­вал бы оператору необходимость тех или иных действий: панорамирова­ние, выбор масштаба снимаемого кадра, осуществление наезда или отъезда и компоновку каждого пла­на с четким выявлением сюжетно-композиционного центра.

Зритель может переключать свое внимание с одного участка картин­ной плоскости на другой, но одно­временно и однозначно восприни-

«Компонуел

Основные  элементы  композиции  кадра

 

Кадр В

мать слова обоих участников этого напряженного разговора он не будет. В этом отличие звукового кинокад­ра от кадра немого кино — иногда композиционное решение кадра дик­туется значением высказанных слов. При отсутствии звукового сопро­вождения центр композиции опре­деляется смысловым значением изо­бразительных деталей. В кадре 8 место, которое могло быть отведено главному объекту, пустует. Оно в центре картинной плоскости, и ком­позиция пока не выстроена. В поле зрения есть два предмета, претен­дующие на роль центра композиции. Это старая кукла и вагон трамвая. Для того чтобы выявить центр, ки-

нооператор должен решить, что ему важнее: вагон с уехавшими людь­ми или брошенная игрушка? Если первое — то следует сделать пано­раму вверх и оставить за нижней рамкой кадра куклу, показав, что хозяйка куклы и ее родители уеха­ли, не обратив внимания на эту «ма­ленькую трагедию». Если же кино­оператору важнее «судьба» брошен­ной игрушки, то последуют панора­ма вниз и укрупнение старенькой куклы. Кадр станет эмоциональным и выразительным. Достаточно вспо­мнить стилистику сказок Андерсе­на, чтобы представить себе, что вто­рой вариант мог бы стать финалом очень трогательной истории, испол-

ненной самых драматических чело­веческих чувств.

Искусство, как известно, не тер­пит категорических формул, и, ве­роятно, можно строить композиции с двумя и даже с несколькими цент­рами, но при условии, что такая изо­бразительная неясность формы вы­брана намеренно и цель автора — вызвать у зрителей ощущение неяс­ности, растерянности, непонимания того, что же следует предпринять герою эпизода и почему...




Содержание  Назад  Вперед