Автор, экран, зритель

         

Автор, экран, зритель - стр. 29


Основные элементы композиции кадра

С. Е.  Медынский «Компонуем кинокадр»

 

Как правило, они уходят за пределы картинной плоскости, указывая, что объект должен вступить в смысловые связи с ситуацией за рамками кадра. Именно поэтому зритель всегда вос­принимает открытую композицию как часть единого целого и ждет дальнейшего развития монтажной фразы. На такое ожидание его ори­ентирует направление и незавер­шенность силовых линий...

— А зачем вам эти композицион­ные линии? Направление общения героев? — мог удивиться пещерный художник. — Для чего нужна вза­имосвязь композиционных элемен­тов? Не проще ли рисовать или сни­мать кино, ни о чем не думая?

-г- Конечно, гораздо проще, — сказали бы мы. — Но кинооператор выстраивает композицию кадра не ради самой композиции, а думая о воздействии на зрителя.

Вернувшись к кинематографиче­скому варианту перовских «Охот­ников», предположим, что киноопе­ратор не пошел по пути фиксации общего плана, а захотел максималь­но обогатить изобразительный ряд. Для этого следовало бы показать крупно говорящих и слушающих ге­роев, отдельные детали. Представим себе, что эпизод начат с крупного плана слушающего молодого чело­века. Это пример открытой компо­зиции. Голос старого охотника при этом звучит за кадром, а на экране — лицо доверчивого слушателя. Глав­ная композиционная линия — ли­ния внимания молодого охотника — в данном случае направлена за пре­делы кадра, и это создает изобрази­тельную интригу, так как зритель ждет появления следующего съемоч­ного плана. Каким приемом режис-

сер и кинооператор перейдут к не­му — не имеет принципиального значения. Он может появиться в ре­зультате отъезда камеры, или после панорамы с одного лица на другое, или просто при помощи склейки раз­личных планов. Но в любом случае этот переход будет продиктован ли­нией взгляда слушающего охотника. Она создает то напряжение, которое должно быть разрешено появлением следующего кадра.




Содержание  Назад  Вперед