Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 30


Если говорить об управлении ауди­торией, то открытые композиции более действенны. Они заставляют ждать своего продолжения, и это де­лает их драматически напряженны­ми, требующими монтажного раз­вития. Они активно влияют на зри­теля не только содержанием внутри-кадрового действия, но и своей фор­мой, которая более кинематографич­на, чем у закрытых композиций, по­тому что они не могут существовать вне монтажного ряда.

Художники-живописцы, наоборот,

предпочитают композиции закрыто­го типа. Это понятно. Ведь живопис­ные полотна, рисунки, фрески, мо­заики должны высказать авторскую мысль в монокомпозиции, тогда как в распоряжении кинематографиста есть такое могучее средство, как мон­таж, позволяющее развернуть дей­ствие в пространстве и во времени.

Мастера живописи всегда ощуща­ли сковывающее действие статики. Желая усилить драматизм события, создать иллюзию широкого про­странства и текучести времени, они искали новые, необычные построе­ния, вводя в них принципы «откры­тости», направляя линии взаимо­действия за рамки картины. В ка­честве примера достаточно сравнить полотна, скомпонованные по взаим­но противоположным образцам.

Картина Н. Н. Ге, изображающая допрос царевича Алексея Петрови­ча, типичная закрытая композиция, с исчерпывающей полнотой раскры­вающая представленную колли­зию. Многофигурная композиция К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», несмотря на обилие эле­ментов, тоже закрытая композиция. Все взаимосвязи объектов, изобра­женных на ней, решены на замкну­том участке пространства, и тема не требует выхода за пределы картин­ной плоскости.

Иные композиционные принципы в полотнах «Голубые танцовщицы» и «Абсент» французского художни­ка Э. Дега. Фигуры балерин «режут­ся» границей изображения, а посе­титель кафе буквально «уперся» взглядом в край картины. Это ва­рианты, совершенно неприемлемые с точки зрения старых мастеров жи­вописи.


Содержание  Назад  Вперед