Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 31


В чем суть такого своеоб-

разного отношения к вопросам ком­позиции?

Ограничивая поле действия своих героев, автор выводит за раму сило­вые линии композиции и тем самым предлагает зрителю вообразить, что произойдет за пределами изображен­ного. Он как бы говорит, что в жиз­ни вокруг его моделей происходили события, не вместившиеся в карти­ну. Тем самым автор как бы предла­гает зрителю почувствовать, что дей­ствие ничем не ограничивается ни во времени, ни в пространстве. Это главное свойство всех открытых ком­позиций.

В искусствоведении есть также понятия «устойчивых» и «неустой­чивых» композиционных конструк­ций.

Устойчивая композиция — это та­кая, у которой основные компози­ционные линии пересекаются под прямыми углами в центре картин­ной плоскости. В этих случаях глав­ные изобразительные компоненты располагаются в кадровом простран­стве равномерно, создавая впечат­ление покоя и стабильности. Такой принцип построения кадра ведет к ясности, четкости всей композицион­ной структуры, которая легко вос­принимается зрителем.

Неустойчивая композиция обра­зуется, когда линии взаимодействия объектов пересекаются под остры­ми углами, создавая ощущение ди­намики и беспокойства. Нередко основой таких композиций являет­ся диагональ. В живописи диаго­нальные построения используют как способ передать на двухмерном по­лотне эффект движения и иногда именуют их «динамическими ком­позициями». В кинематографе есть

С. Е, Медынский «Компонуем кинокадр»

Основные элементы композиции кадра

 

свои средства передать динамику, поэтому у художников и кинемато­графистов этот термин имеет различ­ное толкование.

Иногда высказывается мнение, будто композиция кинокадра может сложиться из совершенно случай­ных, никак не организованных ком­понентов, попавших в поле зрения объектива только потому, что они находились в момент съемки на дан­ных местах. Сторонникам такого ме­тода можно напомнить слова вели­кого флорентийца Леонардо да Вин­чи: «Живописец, бессмысленно сри­совывающий, руководствуясь прак­тикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все про­тивостоящие ему предметы, не об­ладая знанием их».




Содержание  Назад  Вперед