Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 35


Это правило выражает­ся отношением а:х=х:(а—х), или в числовом обозначении эти части составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка.

Впервые эта пропорциональность встречается в «Началах» — труде древнегреческого математика Евкли­да еще в III веке до нашей эры.

В эпоху Возрождения, в XV— XVI веках, художники, архитекто­ры и ученые вернулись к находке античного искусства. Итальянский математик Лука Пачоли посвятил ей восторженную книгу «Божествен­ная пропорция». Об этом соотноше­нии много писал немецкий астроном Иоганн Кеплер. А Леонардо да Вин­чи назвал его «золотым сечением»,

В середине XIX века немецкий ученый А. Цейзинг провозгласил «золотое сечение» универсальной пропорцией, якобы характерной и для совершенных творений приро­ды, и для произведений искусства. Немало формалистических теорий говорило о «золотом сечении» как о главном законе творчества. По рас­четам «золотого сечения» мастера искусств соотносили линейные по­казатели, площади плоскостей, объ-

емы форм, отмеряли части музы­кальных произведений во времени, делили ритмические и звуковые со­ставляющие, вели монтаж кино­фильмов... В действительности, это одна из систем, которая создает впе­чатление определенной гармонии, но рядом с ней существует множест­во замечательных примеров, когда авторы исходили из других худо­жественных принципов.

— Зачем думать о пропорци­ях? — мог спросить косматый пре­док. — Я о них ничего не знал, а ри­совал так, что через тридцать тысяч лет все смотрят и радуются!..

Не будем возражать и указывать, что в его рисунках тоже есть пропор­циональные сочетания. Правда, ху­дожник палеолита отражал призна­ки самого объекта и дальше этого не шел. Он видел, что голова у бизо­на меньше, чем туловище, и рисовал именно так. Он мог изображать толь­ко совершенно очевидные, понятные ему вещи. На примитивной ступени развития искусства он вполне мог обойтись без понимания пропорций как соотношения различных элемен­тов.


Содержание  Назад  Вперед