Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 38


Она выражена всем комплексом изобразительных средств, которые привлек художник.

Пропорциональность выявляет смысл изобразительных компонен­тов, и поэтому поиск пропорциональ­ных зависимостей — очень важная творческая задача, от которой зави­сит, как зритель примет ту или иную часть композиции. На съемке кино­оператор определяет пропорции ав-

томатически, интуитивно, но при анализе уже сложившейся компо­зиции можно понять, из каких прин­ципов исходил автор.

На картинной плоскости кадра 11 скомпонованы три объекта: две фи­гуры и стул, которые даны на фоне интерьера. Композиция фронталь­на — все объекты находятся на рав­ном расстоянии от съемочной точки. Это сохраняет те масштабные соот­ношения, которые были в действи­тельности, на их передачу не повлия­ли ни перспективные сокращения, ни свойства оптической системы.

Главную роль в выявлении содер­жания сыграли пропорции объек­тов, выясненные благодаря ориен-

тиру, которым является стул. Важ­ность его присутствия в композиции можно проверить, убрав его. Сюжет­ная основа сразу станет обедненной, хотя во взаимоотношениях мамы и дочки стул не играет никакой роли. Он служит мерой роста, а значит, и возраста ребенка.

Эмоциональная реакция сидящей балерины — а это одновременно и реакция зрителя — объясняется тем, что никого не оставит равнодушным то, что маленькая героиня этой изо­бразительной новеллы «ростом не выше стула»! Пропорции объектов стали основой, на которой построена вся композиция.

В приведенной сценке обстановка,

Медынский «Компонуем кинокадр»

Основные элементы композиции кадра

 

Кадр 12

в которой происходит действие, не имеет смыслового значения, и поэто­му фон не занимает много места в кадровом пространстве.

Но бывают композиции, в которых именно второй план занимает боль­шую часть картинной плоскости. Это случаи, когда окружающая сре­да играет значительную роль, а иногда и несет основную нагрузку.


Содержание  Назад  Вперед