Автор, экран, зритель


         

Автор, экран, зритель - стр. 39


Если в кинокадре 12 выделить глав­ный объект съемки и взять вездеход крупно, то, безусловно, машина, окруженная водой, привлечет внима­ние зрителей. Но такой композицион­ный вариант не выразит главного: не передаст того, что машина дви­жется по нехоженой тайге. Из-за то­го, что фон выведен за пределы кар­тинной плоскости, пропадает харак­теристика машины как вездехода,

идущего по сплошному бездорожью. Сузив угол зрения и укрупнив глав­ный объект, кинооператор утеряет то пропорциональное соотношение, которое позволяет снять образный, выразительный кадр, показываю­щий специфические условия, в ко­торых трудятся герои фильма. Кста­ти, именно в таких случаях, когда экран перестает говорить со зрите­лем языком кино, авторы прибегают к помощи дикторского текста.

— И вот тут, если бы киноопера-, тор не снял общего плана, появилась бы фраза: «Через непроходимую тайгу, через быстрые реки...» — под­сказал бы догадливый пращур.

— Да, — подтвердили бы мы. — Это бывает.

— А зачем говорить? Лучше по­казать, — сказал бы нра*цур.

— Да, — снова согласились бы мы. — Язык кино — это в первую очередь зрительный ряд.

Пропорция — это но тда соеди­нение большого количества разно­родных компонентов. Иногда быва­ет необходимо изобразить один кон­кретный объект, и в этом случае все его части тоже компонуются в опре­деленных пропорциональных соот­ношениях. Художник наносит их на холст произвольно, исходя из своего замысла, а кинооператор фор­мирует их, выбирая позицию каме­ры и оптическую систему. Именно это и определяет пропорциональные соотношения объектов, попавших в поле зрения объектива. Киноопера­тор передает их в зависимости от своих творческих намерений.

Кадр 13 — пример операторского решения, которое привело к тому, что реальные пропорции нарушены и морда лошади приобрела вовсе не те пропорциональные сочетания с ее туловищем, которые увидел бы зритель в действительности. Явное искажение формы в данном слу­чае — следствие определенных усло­вий съемки: камера расположена слишком близко к объекту, и съемка




Содержание  Назад  Вперед