Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 40


Кадр 13

велась    короткофокусной    оптикой.

— А зачем это нужно? — мог задать резонный вопрос пещерный художник. — Зачем ни с того ни с сего коверкать форму?

— На этот вопрос у нас нет отве­та, — сказали бы мы. — Просим извинить нас, но сами не понимаем...

Взвесим    невесомое

«Уравновешенная композиция», го­ворим мы, «неуравновешенная». Что за странные термины? Они явно взяты из физики и говорят о силе земного тяготения. При чем же тут искусство?

А при том, что мы всегда неосоз­нанно стремимся к равновесию. Эта черта человеческой психики появи­лась у наших далеких предков, когда они только-только принимали вер­тикальное положение и сохранение равновесия было для будущего пря­мо ходящего существа серьезной про­блемой. Да и теперь у каждого ма­лыша, стремящегося сделать свой первый шаг, возникает и на всю жизнь остается понимание равнове­сия как блага и покоя. Только этим и можно объяснить, что два челове­ка смотрят на картину и, не сгова­риваясь, согласно кивают головами: «Да-а... левая сторона утяжелена. А вот тут нужно бы уравнове-есить». А уравновесить в истинном значе­нии этого слова никак нельзя. Лиш­нюю гирьку никуда не положишь.

Так что же это за термин? В чем его смысл?

Поле экрана, пока на него не спро­ектировано изображение, — белый прямоугольник. Но как только луч

Основные элементы композиции кадра

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»

 

света, направленный из будки кино­механика, достигает экранной плос­кости, наше впечатление от осве­щенных и не освещенных участков непрерывно меняется.

— Так что же получается? — мог спросить косматый предок. — Выхо­дит, что каждый участок экранной плоскости становится «тяжелым» или «легким» от того количества све­та, который на него падает?

— Если не понимать в букваль­ном смысле, то это так, — ответили бы мы. — Когда света много, белая поверхность создает впечатление пустоты, легкости. А если мало, то темное пятно выглядит тяжелым.




Содержание  Назад  Вперед