Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 41


Такая оценка вызвана сложными психологическими установками, вплоть до ассоциаций с легкостью светлого неба и тяжестью темной земли. Вспомним образную речь. Метафора «тяжелое небо» вызовет у нас картину небосклона, затянуто­го темными, а никак не светлыми облаками, а услышав «тяжелая ту­ча», мы сразу поймем, что она была свинцового или вовсе черного цвета. Словесные формулировки — это ре­зультат образного мышления, и их истоки — в жизненном опыте, на­копленном поколениями наших предков.

— Не очень-то убедительно, — мог сказать предок. — Свет не мо­жет быть тяжелым!

Попробуем разобраться. Помес­тим посредине белого прямоуголь­ника экрана темное пятно. В этом случае композиционное равновесие будет очевидным (рис. 1). Если мы станем перемещать темный объект, то любое положение, кроме цент­рального, даст неосознанное ощуще­ние, что для установления гармонии

I

необходимо выполнить какое-то дей­ствие и именно это создаст впечатле­ние неуравновешенности. Зритель связывает размеры и насыщенность светотональных пятен, появляющих­ся на экране, с воображаемой «тя­жестью» объекта, и от расположения

этих тональных масс зависит зри­тельская оценка композиционных равновесий.

Кадры 14, а, б показывают «меха­низм» заполнения картинной плос­кости элементами, уравновешиваю­щими композицию. Если балерина занимает правую часть кадра, а ле­вая абсолютно пуста, то такая ком­поновка создает ощущение изобра­зительного несоответствия, неурав­новешенности.

Иное впечатление оставляет ком­позиция с ярким пятном прожекто­ра. Обе половины кадра в данном случае приобрели сходный характер. Равновесие установлено.

— Но если бы все было так прос­то, — мог не согласиться предок, — то каждый желающий научился бы создавать шедевры!

— Действительно, — сказали бы мы. — Все неизмеримо сложнее. Де­ло не в механическом подсчете вооб­ражаемых тяжестей на воображае­мых весах. На эти «весы», опреде­ляющие цельность и выразитель­ность композиции, ложатся не толь­ко света и тени, но и оценки проис­ходящего действия и эмоциональные характеристики композиционных деталей.




Содержание  Назад  Вперед