Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 45


Кроме того, если предметы и фигуры выст-

роены в диагональном направлении, то становится очевидным и их про­странственное положение, формы и объемы.

Диагональ — особенная линия внутрикадровой конструкции еще и потому, что вертикали и горизон­тали мы воспринимаем как спокой­ное, устойчивое состояние, а диа­гональ как бы «борется» с ощуще­нием статики, призывая к движе­нию. Это объясняется тем, что диа­гональ наклонна по отношению к границам экрана, а жизненный опыт подсказывает зрителю, что та­кое положение ведет к неустойчи­вости. Именно поэтому диагональ становится самой активной линией композиции.

Диагональное построение с дав­них времен присуще полотнам жи­вописцев. По диагонали плывет мо­гучий Зевс в облике быка, похи­щая красавицу Европу на картине В. А. Серова. По диагонали сани уво­зят суриковскую боярыню Морозову. По диагонали идет крестный ход в Курской губернии, написанный И. Е. Репиным. По диагонали бежит Серый Волк, уносящий Ивана-Паре-вича и его суженую на картине А. М. Васнецова. .

Правда, волчья лапа, вытянутая к нижнему углу полотна, не совсем точно совпадает с линией диаго­нали. Палка странника, которой тот указывает путь горбатому мальчи­ку, идущему впереди крестного хо­да на картине Репина, тоже не яв­ляется «линией соединения двух углов, не лежащих на одной сторо­не», как того требует от диагонали математика. Но это не играет роли. Мы говорим о диагональной компо­зиции, имея в виду линии, сохра-

 

Кадр  17

няющие основные характеристики диагонали, близкие ей по направле­нию, и в силу этого своеобразно влияющие на зрителя.

Картины художников, стремив­шихся передать динамику, в боль­шинстве случаев строились по диа­гональному принципу, потому что у живописи нет более убедительной схемы для имитации реального дви­жения. Киноэкран способен передать иллюзию движения при любом его направлении. Но диагональное по­строение кинокадра часто использу­ется кинематографом, так как оно позволяет подчеркнуть глубину про­странства и динамику движения по­тому, что движущийся в диагональ­ном направлении объект изменяется сразу по нескольким показателям.


Содержание  Назад  Вперед