Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 46


«Уходя вглубь кадра», он стано­вится меньше и по высоте, и по ши­рине, и по длине, а кроме того, он ощутимо меняет свое положение от­носительно других предметов. В ито-

ге зритель получает впечатление, сходное с тем, которое возникает у человека в жизни, при действитель­ ном перемещении реальных объек­ тов.                             /

Один из примеров диагональной композиции — кадр 17. Пехота сорок первого года на марше. Люди в шинелях идут к фронту. Из таких колонн складывалась сила, победив­шая фашизм. Благодаря диагональ­ному построению каждый боец энер­гично входит в поле зрения камеры, и эта динамика подчеркивается рез­ким изменением масштаба фигур за время их перемещения до средней части кадра. Поэтому именно на ле­вой половине картинной плоскости выявляются смысловое значение и эмоциональная окраска происходя­щего действия. На этом участке кадра возникает изображение чело­века с оружием, делающего резкий шаг внутрь композиции. Это свое­образный эмоциональный акцент,

 

Медынский  «Компонуем  кинокадр»

Основные элементы композиции кадра

 

персональная характеристика каж­дого солдата, который, войдя в строй, сливается с общей массой бойцов. Таким образом, мысль о единстве судеб, о соединении человеческих усилий выражается в центре и в правой половине композиции, где бойцы идут сомкнутым строем.

Динамика, которую так активно выявляет диагональное направле­ние, может быть подчеркнута как при движении объекта от камеры — «вглубь кадра», так и при движе­нии в противоположном направле­нии — к камере. Но, строя диаго-

нальную композицию, нельзя забы­вать, что она всего лишь форма, а главную роль в ней играет содер­жание. Так, например, эту же воин­скую часть кинооператор мог снять, направив камеру не вслед идущим бойцам, а развернувшись в проти­воположном направлении и встре­чая колонну. Казалось бы, на эк­ране возникнет диагональное постро­ение, как и в предыдущем случае (рис. 2), но иное направление дви­жения в корне меняет содержание кадра.




Содержание  Назад  Вперед