Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 47


В новой композиции усилится контакт с героями — зритель уви­дит их лица, подметит характер­ные черточки в поведении идущих бойцов. Но вместо слияния отдель­ных усилий в единую силу появит­ся противоположный эффект — во­инский строй разобьется на отдель­ные фигуры. Образ, который был создан в первом случае, исчезнет. Встречное движение колонны вызо­вет у зрителя иные оценки.

Первый вариант создавал ощу­щение тревоги, потому что зритель оказывался в положении человека, провожающего солдат навстречу не­ведомой судьбе и глядящего им вслед. При встречном движении этот эмоциональный момент теряется. Второй вариант, при котором бойцы идут на камеру, был бы более умес­тен при встрече победителей.

Эмоциональная окраска той и другой композиции определяется еще и тем, что при направлении объектива вслед колонны диагональ представляет собой линию, идущую сверху вниз. Нисходящая линия скорее всего воспримется как пред­чувствие трагедии, и она усилит ощущение тревоги, вполне законо-

мерное в данном случае, так как солдаты идут к передовой.

Во втором варианте композиция основана на диагонали, восходящей снизу к правому верхнему углу кад­ра. Это направление, как правило, придает движению жизнеутверж­дающую окраску, вызывая ощуще­ние силы, стойкости.

Обе композиции сняты с нормаль­ной точки зрения. Но внутри кар­тинной плоскости изображение раз­вивается и диагональ порождает своеобразный «внутрикадровый ра­курс», заставляя зрителя менять на­правление взгляда. В одном случае, когда мы провожаем колонну, ухо­дящую к горизонту, мы как бы смот­рим сверху вниз, а в другом — фи­гуры приближающихся солдат уве­личиваются в масштабе, их лица пе­ремещаются к верхнему углу кадра.

С. Е. Медынский «Компонуем кинокадр»

Основные элементы компози

 

Перед тем как исчезнуть с экрана, они заставляют взглянуть на себя снизу вверх. Это момент эмоциональ­ной оценки изображения, который появляется благодаря диагонально­му построению кадра.




Содержание  Назад  Вперед