Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 48


И первый и второй варианты по-разному характеризуют происходя­щее действие. В обоих случаях есть свои достоинства, но есть и потери. Вероятно, в этой ситуации кино­оператор поступил бы правильно, объединив оба варианта в одном_ съемочном кадре. Для этого он мог применить простой операторский прием — панораму. Можно было начать съемку, направив объектив на подходящих бойцов, и, разглядев их лица, повести панораму за груп­пой идущих, а потом остановить ее в тот момент, когда в визире сложится композиция первого ва­рианта. Такое решение позволило бы сохранить все достоинства и первой и второй композиции (рис. 3).

Движение по диагонали слева на­право или справа налево, сверху вниз или снизу вверх и при пере­ходе одного направления в другое всегда привлекает внимание зрите­ля. Кадр 18 — пример удачно вы­бранной точки съемки, позволившей использовать два диагональных по­строения. Кинооператор дает воз­можность цепочке велосипедистов войти в картинную плоскость по диагонали, а потом, следя за движе­нием спортсменов, панорамирует вниз, когда велосипедисты снова двигаются по диагонали, но в другом направлении. Внешняя живопис­ность этой композиции позволила подчеркнуть динамику соревнова­ний.

Диагональное  построение   —   это

всего лишь один из способов органи­зовать кадр. Оно обеспечивает стре­мительные изменения масштабов при движении объекта, подчерки­вает динамику действия, позволяет наиболее экономно использовать картинную плоскость кадра, прида­ет эмоциональные окраски содер­жанию, активно выявляет глубину пространства. И все это благодаря прямой, «идущей от угла к углу».

Живописное однообразие

Еще в IV веке до нашей эры ученый грек Аристоксен написал: «Если ощущаемое нашим чувством движе­ние таково, что распадается в каком-либо порядке на более мелкие под­разделения, это называется ритмом». Он много размышлял о закономер­ностях построения музыкальной ме­лодии, хотел осмыслить, что такое ритм вообще, и нашел для его харак­теристики всеобъемлющее слово «движение».




Содержание  Назад  Вперед