Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 50


И он записал бы эту строфу так: «Сквозь вол/нйстые ту/маны Проби/рается лу/на.л На пе/чальныё по/ляны Льет пе/чально свет о/на. Л»

— Ну и что это такое? — спросили бы мы. — Что обозначает эта ваша запись?

— Вертикальная черточка отме­чает границы между кратами — элементарными группами стиха. Они-то и создают ритм. Наверху расставлены ударения. А знак «Л» — это обозначение однодольной пау­зы, она тоже играет роль в ритми­ческом строе стихотворения. Это легко определить на слух. Поняли?

Действительно, даже не прогова­ривая эти строки, а только читая их, мы улавливаем их ритм.

— Кстати, — мог сказать пре­док. — А вы знаете, что такое «хо­рей»?

— Знаем, — ответили бы мы. — Хорей — это двусложная стихотвор­ная стопа с ударениями на первом слоге.

— Я не о том, — сказал бы пре­док. — «Хорей» в переводе с гречес­кого значит «плясовой». Еще древ­ние греки заметили, что под эти стихи можно танцевать. А что такое танец? Это вид искусства, в котором художественные образы возникают из ритмически четкой смены различ­ных движений человеческого тела! Танец основан на ритме!

Стихи тоже основаны на ритме. Это понятно. Но почему читатель, не слыша звуков человеческой речи, улавливает ритмику стихотворных

Основные элементы композиции кадра

С. Е. Медь

 

строк   и   не   путает   стихи   с   про­зой?

— Наверное, тут все дело во внут­реннем ритме? — мог предположить пещерный художник. — Чувство ритма, свойственное нашему орга­низму, помогает читателю уловить авторский замысел, и мы отклика­емся на то ритмическое начало, ко­торое поэт нашел и записал на бу­маге.

— Да, — сказали бы мы. — Это так.

Внутреннее чувство дает нам воз­можность понять и оценить ритми­ческие построения, созданные скуль-

птором, архитектором, живописцем. Перед нами появляется мертвая, статичная форма, и, когда человек воспринимает ее, движение мысли происходит в тех ритмических нор­мах, которые заданы автором.


Содержание  Назад  Вперед