Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 52


Элементы композиции при этом очевидны, и они не спорят друг с другом, а усиливают впечат­ление многократной демонстрацией однородного материала.

Восприятие при этом идет по ли­нии количественного накопления ин­формации. Качественный анализ компонентов производится единож­ды, и, оценив один компонент, зри­тель или слушатель уже не должен искать новые принципы для оценки следующего.

Многократное повторение элемен­тов усиливает степень их воздейст­вия. Но в то же время ритмике свой­ственна подчеркнутая живописность и всегда есть опасность, что формаль­ное решение превысит вложенное в него содержание. Поэтому злоупот­реблять этой композиционной струк­турой не следует. Но в том случае, когда ритмическая форма применя­ется для усиления смысла, она очень действенна.

По принципу ритмики построен кадр 20, показывающий спортсме­нок, напряженно следящих за выс­туплением своих подруг. Статика фигур и похожесть их поз обязатель­но вступит в монтажное столкнове­ние с другими планами эпизода, на которых будут сняты динамические моменты соревнований.

Статика этого кадра, противопос­тавленная динамике и хаосу движе­ний, царящих на площадке, создаст яркую картину происходящего дей­ствия.

с. Медынский «Компонуем кинокадр»

Основные элементы композиции кадра

 

Копируя уже созданную ритмиче­скую структуру, кинооператор, как правило, использует ее в качестве фона или объекта, с которым взаи­модействует герой, и ритмика в та­ких случаях не может играть основ­ную роль. Но когда в таких компо­зициях участвуют люди и ритм со­здается расположением человече­ских фигур, ритмика из декоратив­ного средства может превратиться в одну из граней содержания.

Кадр 21 тоже построен по прин­ципу ритмического повтора. Но фи­гуры моряков — это не просто ше­ренга одинаково одетых людей. Рит­мический фактор выражает суть духовного единства воинов, стоящих в строю.


Содержание  Назад  Вперед