Автор, экран, зритель



         

Автор, экран, зритель - стр. 53


Это то самое чувство, о ко­тором сказано в поэме А. Т. Твардов­ского « Василий Теркин»:

«С места бросились в атаку Сорок душ — одна душа...»

— А знаете, уважаемые мастера, что ритмические построения были известны и мне и моим друзьям? — мог заявить пещерный художник.

— Да, уважаемый коллега, зна­ем, — сказали бы мы.

Это удивительно, но на некоторых рисунках палеолитической эпохи фигуры животных явно связаны в единую ритмическую структуру. Первобытный живописец, не владев­ший ни мастерством композиции, ни умением соотносить масштабы, не чувствовавший связи объекта с окружающей средой, не знавший за­конов перспективы и многого друго­го, все-таки замечал ритм и мог его передать.

— А в общем-то я тут ни при чем, — должен был сказать предок. — Ведь такие рисунки появлялись

в  результате  стихийных,   бессозна­тельных действий.

А мы рассказали бы нашему со--беседнику, как однажды на берегу холодного Чукотского моря, в посел­ке Уэлен, охотник на морского зверя Ичель взял моржовый клык и нари­совал на нем олений караван — ар-гиш. По белой костяной поверхнос­ти пошли оленьи упряжки, и ритм их движения заставил ожить удиви­тельную композицию, сделанную морским зверобоем, который нигде не учился художественному мастер­ству. Откуда это у него?

— А что тут особенного? — мог сказать художник палеолита. — Ваш Ичель просто талантливый че­ловек. А ритм — во всем его суще­стве, как и у каждого из нас...

Когда «левое» равно «правому»

Из всех уравновешенных компози­ций самые уравновешенные — это те, которые симметричны.

— А что такое «симметрия»? — мог спросить пещерный живописец.

— Посмотри в зеркало, — сказа­ли бы мы. — Что видишь?

—  Себя,   —   ответил   бы   предок.

— Видишь слева ухо и справа точ­но такое же? Слева глаз и справа то­же глаз? Слева ноздрю и справа ноздрю?

— Вижу, конечно, — ответил бы предок.

— Вот это и есть зеркальная сим­метрия, элементы которой относят­ся друг к другу как «правое» и «ле­вое».


Содержание  Назад  Вперед