Автор, экран, зритель

         

Автор, экран, зритель - стр. 54


А слово это по-гречески обозна­чает «соразмерность, одинаковость

 

Кадр 22

в расположении частей». Популяр­ное определение симметрии в трак­товке математика Германа Вейля звучит так: «Симметричным назы­вается такой объект, который можно как-то изменять, получая в резуль­тате то же, с чего начали».

И вот тут надо было бы прекратить беседу с предком, не залезая в дебри теории. Вопрос о симметрии очень и очень сложен. Чтобы ответить на него с исчерпывающей полнотой, нужно досконально изучить раздел науки, который называется «Теория групп преобразований».

Симметрия всегда занимала уче­ных, художников и мыслителей. Лев Николаевич Толстой однажды запи­сал: «...я вдруг был поражен мыс­лью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?»

В самом деле, на чем?

Посмотрим   вокруг.   И   убедимся,

что с симметрией мы встречаемся везде и всюду. В растительном и жи­вотном мире. В мире неживой при­роды. Симметричны и лист дерева, и снежинка, и бабочка. По законам симметрии устроены любое живот­ное и кристаллы. Наука заглянула внутрь строения вещества и выяс­нила, что симметричны атомные структуры молекул. Чрезвычайно сложные виды симметрии участву­ют в организации материального мира, и зеркальная симметрия — это лишь один частный случай. На плоскости киноэкрана эта симмет­рия проявляется в полном равнопра­вии, полной уравновешенности двух противоположных частей, разделен­ных линией, которая называется осью симметрии. Она может делить кадр в разных направлениях, но ча­ще всего это вертикаль, разграничи­вающая картинную плоскость на две половины — левую и правую (кадр 22).

Медынский  «Компонуем  кинокадр»

ы композиции кадра

 

Может показаться, что обращение к симметрии обрекает композицию на однообразие и заведомо делает ее неинтересной. Действительно, зачем нужно зеркально повторять то, что уже присутствует на экране? В чем смысл такого дублирования? Не сто­ит ли делать наоборот — всячески избегать симметрии, стараясь запол­нить вторую половину кадра чем-то новым, обогащающим изобразитель­ную информацию? Все это вполне логично, но как тогда быть с равно­весием, к которому мы всегда стре­мимся? Где следует остановиться на пути к уравновешенной компози­ции?




Содержание  Назад  Вперед